Президент России Владимир Путин дал поручение разработать предложения по защите репутации педагогов в социальных сетях. Минувший год привнес в жизнь учителей много изменений к лучшему, но часть задач все еще требуют внимания. Итоги Года педагога и наставника проанализировало РАПСИ.


Практика посвящать грядущий год той или иной тематике, связанной с национальными ценностями, историческими событиями или значимой сферой жизни и деятельности, существует в России уже более 10 лет. За этот срок в России проводились, например, Год добровольца и волонтера (2018), Год памяти и славы (2020), Год культурного наследия (2022). 

А 2023 год был объявлен президентом России Годом педагога еще в середине 2022 года. Такое решение приурочено к двухсотлетнему юбилею Константина Ушинского, одного из основоположников отечественной педагогики, и связано с высочайшей общественной значимости профессии учителя. Целью же являлось признание особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность.

Проблемы: кадровый голод, высокая нагрузка, попрание авторитета 

Текущий статус и положение учителя принято сравнивать с реалиями Советского Союза. Во времена СССР профессия учителя, педагога воспринимались обществом не только как наиболее значимая в социальном плане, но и была почетной. Фигура учителя связывалась в сознании людей с высоким авторитетом и компетенцией.

Своеобразным пиком «девальвации» значимости педагогических работников, очевидно, можно назвать 1990-е годы, когда заработные платы учителей были крайне низкими, а график их выплат – далек от регулярности. В условиях капиталистического общества профессия учителя быстро утратила былое уважение и авторитет: этими вводными был обусловлен первичный дефицит кадров в этой сфере. 

Другая проблема профессии – большая нагрузка. Совмещение двух и более ставок, классное руководство, подготовка учебных планов и уроков, проверка домашних заданий и прочее — все это ложится на плечи учителей.

Представители профессии также отмечают, что за последние насколько лет сильно увеличилось давление на них как со стороны администраций школ, так и со стороны родителей учащихся и общества. В конфликте родителей учащегося и педагога администрация школы нередко оказывается на стороне первых. Утвердить свой авторитет среди учащихся в таких условиях невозможно, и поэтому подростки зачастую становятся неуправляемыми в учебном процессе: пользуются телефоном во время уроков, слушают музыку, устраивают конфликтные ситуации в школе, нередко направляя свою агрессию и на преподавателя. 

Несколько примеров: в 2020 году восьмиклассник ударил учительницу по лицу и разгромил класс. Педагог сделала молодому человеку замечание за прослушивание музыки во время урока, молодой человек на просьбу не отреагировал, после чего педагог вытащила наушник у него из уха, повредив провод – это и стало поводом для рукоприкладства школьника. 

В 2022 году девятиклассник во время перемены напал на учителя химии и сломал ему нос. Конфликт разгорелся из-за ремарки учителя, который заметил, что школьник для прохода между этажами здания школы использует лестницу, предназначенную для экстренных ситуаций, проход по которой в обычных условиях запрещен. 

В том же 2022 году в Набережных Челнах классный руководитель получила побои от второклассника. Ребенок вел себя агрессивно по отношению к одноклассникам. Когда же учительница сделала ему замечания и указала не недопустимость такого поведения, ребенок переключил свою агрессию на нее и начал наносить удары по различным частям тела учителю.

Если попытки применить к преподавателю физическую силу все же не так распространены, то травля, оскорбления в адрес учителей от их учащихся – далеко не редкость. По данным опроса, проведенного в 2022 году платформой Учи.ру и VK Образование по теме проблемы травли в сети среди учителей и школьников, 19% педагогов становились жертвами пассивной агрессии со стороны учеников, главными проявлениями которой учителя назвали грубость, сарказм и игнорирование.

В профессиональной преподавательской среде также появился новый термин – «родительский терроризм». Чаще всего под ним понимают такое поведение родителей, когда они пытаются всеми силами «продавить» в отношениях с преподавателем свою позицию, используя манипулирование и запугивание. 

Большая часть жалоб родителей на педагогов связаны с неудовлетворенностью выставленной последними оценкой, якобы предвзятым отношением учителя к ребенку, отсутствием индивидуального подхода к учащимся, с неудовлетворенностью требованиями выполнения домашних заданий и прочим.

Определённая уязвимость положения учителя в учебном заведении подчас проявляется и за его пределами учебного заведения. Жалобы от родителей школьников на учителей нередко сыплются по таким поводам, как внешний вид преподавателя за пределами школы, род их увлечений и хобби. 

Бесспорно, педагог должен быть нравственным авторитетом для учащегося – только порой критерии оценки моральных ориентиров педагога превышают адекватные пределы. Выговор от родителей на месте можно получить за бутылку алкоголя в продуктовой корзине супермаркета, обнаруженную бдительными родителями, или за проявление вне школы любви в виде объятий и поцелуев с противоположным полом: такими историями пестрят сообщения региональных СМИ и социальные сети. 

В 2019 году на всю Россию прогремел громкий скандал с увольнением учительницы за опубликованные в социальной сети фото. На одном из них она позирует на брусьях в коротком платье на фоне сугробов. Второе фото изображает ее на фоне проруби в спортивном купальнике, на ее груди несколько медалей, а в руках грамота за спортивные достижения. 

Казалось бы, очевидно, что оба фото не имеют какого-бы то ни было эротического или любого другого фривольного контекста, а, напротив, пропагандируют зимнее плавание и здоровый образ жизни, однако родителям школьников и администрации школы так не показалось, и за эти безобидные фотографии женщина была уволена. 

Этот случай не первый и не единственный в череде аналогичных увольнений. В 2018 году также за фото в закрытом купальнике уволили преподавателя истории одной из омских школ. В 2016 году учительницу эстрадного вокала уволили из городской музыкальной школы Красноярска. Главной претензией к учителю стало наличие у нее пирсинга.

Вместе с тем президент РФ в декабре минувшего года поручил до 1 июля текущего года подготовить предложения по защите репутации педагогов с учетом распространения информации о них в социальных сетях.

«Правительству РФ подготовить совместно с Советом при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и представить предложения по реализации правовых механизмов обеспечения защиты чести, достоинства и репутации педагогических работников, в том числе с учетом распространения и публичной оценки информации о них в социальных сетях и с использованием современных информационно-коммуникационных технологий», − говорится в тексте поручения главы государства.

Год педагога и наставника: основные результаты

Основные задачи, которые должны были способствовать достижению целей Года педагога и наставка, были сформулированы в Распоряжении Правительства РФ от 18 февраля 2023 года №399-р. К ним отнесли: (1) формирование в общественном сознании представлений о важности труда, значимости и особом статусе педагогических работников и наставников, (2) популяризацию и повышение престижа педагогических профессий в российском обществе, (3) совершенствование организационных механизмов повышения профессионального уровня, поощрения и распространения опыта лучших педагогических работников и наставников, (4) создание необходимых инструментов привлечения молодежи в педагогическую профессию и (5) развитие института наставничества.

Такие амбициозные задачи предопределили насыщенность года на различные события в области образования. Как отчиталось Минпросвещения, в 2023 году было проведено без малого 7 тысяч федеральных и региональных мероприятий, которыми были охвачены более 17 миллионов человек.

В прошедшем году проводилась масштабная информационная кампания, призванная сообщить как можно большей аудитории о важности и значимости профессии педагога. Проводились конкурсы профмастерства всероссийского уровня, велась просветительская деятельность в средствах массовой информации, формировались профессиональные сообщества из активных и ярких представителей педагогической среды.

В рамках торжественной церемонии закрытия Года педагога и наставника Министр просвещения РФ Сергей Кравцов обратил внимание, что в Год педагога и наставника было реализовано много проектов, направленных на поддержку учителей, повышение престижа этой профессии. Среди них – конкурсы, форумы, изменения в законодательстве. 

В своем выступлении министр отметил работу губернаторов, которые за 2023 год ввели более 470 мер социальной поддержки в отношении учителей на общую сумму 53 миллиарда рублей. И Кравцов, и другие спикеры этого мероприятия также отмечали важность уже работающих национальных проектов в области образования.

«Это еще и был важный год с точки зрения нашей работы и в рамках национального проекта «Образование», и в рамках содержательной части образования и большого количества законодательных изменений», – сказала вице-премьер РФ Татьяна Голикова. Она напомнила, что за период работы этого нацпроекта было построено 1659 детских садов с 250 тысячами мест, 1169 школ с 700 тысячами мест, а также капитально отремонтировано 3,5 тысячи школ.

Также, согласно заявлениям профильного министра, благодаря национальному проекту «Образование» за 5 лет Россия вошла в топ 10 стран мира по качеству общего образования.

Итоги Года педагога и наставника обсуждались и на заседании Госсовета 27 декабря 2023 года. 

В его рамках отмечалась выполненная в 2023 году работа по развитию мер социальной поддержки педагогов. За 2023 год было реализовано 479 мер, причем более 100 из них применено впервые, отмечал председатель комиссии Госсовета по направлению «Образование», глава Севастополя Михаил Развожаев.

Профессия учителя набирает популярность

Наверное, наиболее ярким и позитивным итогом 2023 года стало то, что по результатам приемной кампании в российские вузы педагогические специальности вышли на второе место по популярности у абитуриентов.

«Сегодня прошла приемная кампания, мы видим, что педагогическое образование на втором месте по популярности после информационных технологий», – рассказал глава Минпросвещения РФ в ходе заседания Общественного совета при Минпросвещения РФ.

По данным министра, за прошедший год на эти специальности абитуриенты подали 385 тысяч заявлений, что на 100 тысяч больше, чем в 2022 году.

Конкурс на бюджетные места по педагогическим специальностям в 2023 году был почти 12 человек на место. Среди самых высоких – 14 человек на место – на педагогическое образование с двумя профилями подготовки, а также 9 человек на место − на профиль подготовки учителей информатики и математики, рассказывала в сентябре прошлого года заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева.

Отметим, что рост числа абитуриентов, выбирающих педагогические специальности, фиксируется несколько последних лет подряд. Это доказывает, что программы поддержки и государственные программы, направленные на привлечение молодых людей в профессию, работают − и весьма успешно.

Приток новых кадров в образование крайне важен. Дело не только в необходимости устранения кадрового дефицита в сфере образования, но и в важности «омоложения» профессии учителя. 

По данным аналитического доклада «Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов», подготовленного в 2022 году Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», в возрастной структуре педагогических коллективов наблюдается значительный перевес в сторону более старшего поколения. Средний возраст учителей составляет 47 лет.

Согласно статистическим данным, приводимым авторами доклада, доля учителей старше 55 лет продолжает расти и на 2021 года составляла 26,4%, а молодых педагогов (в возрасте до 35 лет) остается практически неизменной – 23,3%.

Люди зрелого возраста, отработавшие не один десяток лет в профессии и наработавшие колоссальный опыт, – это, естественно, весьма ценный ресурс. Однако, с другой стороны, такие люди куда менее готовы к изменениям и инновациям в структуре своей работы, например, таким, как цифровизация. 

Далеко не всем удается пронести сквозь годы работы энтузиазм и амбициозность в реализации задач – проблема так называемого «выгорания» очень распространена среди педагогических работников. Именно поэтому задача наполнить сферу образования «новой кровью» является не менее важной и значимой, наряду с устранением кадрового дефицита. 

Важным достижением последних нескольких лет является и то, что в педагогические вузы стало все больше поступать абитуриентов с досрочно высокими баллами единого государственного экзамена. О такой тенденции рассказывал в октябре прошлого года директор Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Евгений Тереньев в рамках дискуссии Лектория Skillbox.

«За последние десять лет средний балл ЕГЭ тех, кто приходит на педагогические направления подготовки, вырос почти на 10 баллов. Было порядка 60 баллов, сейчас стало 69. Понятно, что ЕГЭ не единственный показатель, которым можно измерять качество студенческого контингента. Но это довольно симптоматично, потому что этот рост качества приёма происходил на фоне увеличения КЦП − то есть у нас в полтора раза увеличилась численность тех, кто поступает на бюджет. Обычно такого рода рост сопровождается падением среднего балла ЕГЭ, потому что набираем больше − снижаем планку при наборе. А тут и выросло в полтора раза, и при этом ещё и вырос средний балл. Мы это интерпретируем так, что происходит изменение статуса, престижа учителя», − рассказывал Тереньев.

Эксперты отмечают, что увеличение числа абитуриентов в педагогические вузы отмечается не только на бюджетные места: растёт и объём платного приёма.

Правовая база для педагога

Укрепляли статус педагога в 2023 году и на законодательном уровне. Так, в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее − Закон об образовании) было внесено дополнение о том, что педагогические работники имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия и оскорбления личности (Федеральный закон от 19 декабря 2023 года №618-ФЗ).

Казалось бы, такая прописная истина, что учитель, как и любой другой человек, не должен подвергаться каким-либо нападкам, унижению и насилию, достаточно странно смотрится в документе отраслевого законодательства. Однако в имеющихся реалиях, когда в глазах общества столь важная работа, как обучение и воспитание молодого поколения, превратилось всего лишь в образовательную услугу, заказчик в которой всегда прав. По-видимому, будет не лишним напомнить обществу о том, что учитель – не просто поставщик этой услуги, а человек, который выполняет одну из наиболее значимых для общества работ и, безусловно, вправе рассчитывать на то, его права будут уважаться другими и, при необходимости, защищаться. 

Нормы о защите своих прав педагогическими работниками также нашли свое закрепление в Законе. Так, в целях защиты своих прав учителя и педагоги могут самостоятельно или через своих представителей направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к обучающимся указанной организации, нарушающим и (или) ущемляющим права педагогических работников, дисциплинарных взысканий. 

Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами. Они также вправе обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, а равно и использовать иные, не запрещенные законодательством способы защиты прав и законных интересов.

Таким образом, на законодательном уровне устранилась имевшаяся ранее диспропорция между правовым статусом педагога и иными участниками образовательного процесса.

Насущный вопрос: заработная плата

Последовательная работа властей за последние два десятилетия вывела уровень доходов педагогических работников на приемлемый уровень.

По данным Росстата, средняя заработная плата педагогических работников детских садов и иных дошкольных образовательных учреждений составила в I полугодии 2023 года 48,3 тысячи рублей, а образовательных организаций общего образования уже 63,6 тысячи рублей. Чуть менее 63,4 тысячи рублей в данный период времени получали преподаватели и мастера производственного обучения образовательных организаций начального и среднего профессионального образования. Средняя зарплата преподавателей вузов составила чуть более 130 тысяч руб. 

Конечно, это цифры общие для всей страны. Из детального же анализа данных Росстата видно, что ситуация с заработными платами учителей школ, например, в Северо-Кавказском федеральном округе обстоит намного хуже, нежели, к примеру, в Центральном или Дальневосточном федеральном округе. О необходимости устранения такого несправедливого подхода говорил на заседании Госсовета Владимир Путин.

«Труд учителя должен оплачиваться по единым, понятным и прозрачным правилам, иначе между регионами накапливается разрыв в качестве обучения, растёт дефицит педагогических кадров», – сказал президент. 

Механизм оплаты труда надо делать «более справедливым», увеличивая зарплаты в тех регионах, где они ниже, чем в среднем по стране. Закономерно, что люди уезжают из регионов, в которых меньше платят, и в конечном итоге страдает качество образования в таких регионах. Президент просил Правительство предложить системные решения проблемы оплаты труда учителя. 

Проблему будут решать в ближайшее время. Для сокращения разницы в доходах по регионам российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений будет проводить ежеквартальный мониторинг зарплат учителей, сообщала Татьяна Голикова.

«Вопрос оплаты труда педагогических работников находится на особом контроле. По поручению президента Российской Федерации мы разработали предложения по совершенствованию системы оплаты их труда и определили единые подходы к формированию заработной платы педагогов», – рассказывал Министр просвещения на Всероссийском совещании руководителей региональных органов исполнительной власти по актуальным вопросам развития системы образования, которое прошло летом прошлого года в Чеченской Республике.

При формировании зарплаты будут учитываться сложность труда и экономические различия различных регионов нашей страны. Кравцов также обещал, что будет создана понятная структура заработной платы педагогических работников, а также составлен обязательный перечень компенсационных и стимулирующих выплат. 

Проблема стимулирующих выплат учителям была решена уже к концу года. В рамках российской трёхсторонней комиссии совместно с профсоюзом были утверждены и систематизированы стимулирующие выплаты педагогам.

Важным с точки зрения мотивации педагогов является и решение об утверждении размеров выплат победителям и призерам профессиональных педагогических конкурсов. Соответствующее постановление было принято Правительством весной 2023 года. Так, победитель конкурса «Учитель года России» теперь получает 1 миллион рублей, а призеры – по 500 тысяч рублей. Отметим, что раньше каких-либо выплат победителям этот конкурс вообще не предусматривал.

Премии в размере 200 тысяч рублей также установили для победителей таких всероссийских профессиональных конкурсов как «Воспитатель года России», «Директор года России», «Педагог-психолог», «Учитель-дефектолог России», «Мастер года», «Сердце отдаю детям» и «Первый учитель».

Повысился в прошлом году и размер премий учителям, приуроченных к профессиональному празднику – дню учителя.

Безусловно, решить все проблемы педагогов за 365 дней нельзя – сфера образования, ее кадры требуют к себе постоянного чуткого внимания и поддержки. Это понимают и в администрации профильного ведомства: эксперты уверяют, что работа будет продолжена, проблемы педагогов найдут свое разрешение в ближайшем будущем. 

Вместе с тем, безусловно, Год педагога и наставника смог заложить векторы развития престижа педагогической профессии, популяризировать ее среди молодых людей, а также обратить внимание общества на важность и значимость труда педагогов.