МОСКВА, 14 июн — РАПСИ. Какие статьи УК РФ необходимо декриминализовать, в каком порядке возмещать ущерб и зачем в уголовном праве нужны эскроу-счета, рассказал уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, комментируя проект поправок в УК и УПК, подготовленной главой Счетной палаты Алексеем Кудриным при содействии министра финансов Антона Силуанова.

Перенести из УК в КоАП

В докладах бизнес-омбудсмена президенту отмечалось, что в российском уголовном кодексе (УК) РФ к экономическим преступлениям относятся несколько деяний, которые фактически являются административными правонарушениями. В частности, речь идет о части 2 статьи 146 (нарушение авторских и смежных прав), частях 1–4 статьи 171.1 (производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки), части 1 статьи 180 (незаконное использование средств индивидуализации товаров) и части 1 статьи 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица). Указанные составы преступлений Титов предлагает декриминализовать: перенести их в КоАП или кратно поднять пороги ущерба.

«Значительно выросло число зарегистрированных преступлений по статьям 180 и 194 УК РФ Кроме того, с 2012 года в 18 раз (с 56 до 1051) увеличилось число зарегистрированных преступлений по статье 171.1 УК РФ. Однако, по всем этим статьям наказание в виде лишения свободы не применяется. В связи с этим, мы предлагаем нормативно исключить применение лишения свободы за совершение наименее общественно опасных экономических преступлений», - сказал Титов. По его мнению, также необходимо сформировать исчерпывающие требования безопасности, грубое нарушение которых влечет административную и (или) уголовную ответственность, по части 1 статьи 238 УК РФ (Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).

Возмещать ущерб по решению суда

В своих докладах уполномоченный также отмечал, что после изменения порядка возбуждения дел по налоговым преступлениям (статьи 198 – 199.2 УК РФ) ситуация с уголовным преследованием кардинально ухудшилась. Так, число возбужденных уголовных дел по этим составам из года в год растет, а число дел, дошедших до суда, остается на прежнем уровне.

«Законодательством предусмотрено, что прекращение уголовных дел по налоговым статьям на этапе следствия возможно в случае возмещения ущерба, налоговой недоимки. Фактически возбуждение таких дел стало способом принудить предпринимателя согласиться с решением, принятым налоговой инспекцией», - говорит Титов.

В качестве решения бизнес-омбудсмен предлагает изменить порядок возбуждения уголовных дел по налоговым правонарушениям - только после вступления в силу решения налоговых органов или в случае обжалования в судебном порядке – после вступления в силу решения суда. Кроме того, предлагается внести изменения в часть 2 статьи 28.1 УПК РФ (прекращение уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности), исключив штрафы из понятия возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе РФ.

Ввести эскроу-счета в УПК

Вместо наказания в виде лишения свободы за ненасильственные преступления в сфере экономики (раздел VIII УК РФ), а также за квалифицированное причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (статья 165 УК РФ), по мнению, бизнес-омбудсмена, целесообразно предусмотреть применение уголовного наказания в виде штрафа, кратного размеру причиненного ущерба (извлеченного дохода).

Титов также предлагает ввести в уголовно-процессуальное законодательство эскроу-счета в качестве меры по обеспечению гражданских исков и исполнения наказания в виде штрафа. «Перевод на такой счет должен не допускать приостановление операций по счетам организации и избрание в отношении предпринимателя меры пресечения – «содержание под стражей». При этом открытие эскроу-счета не должно являться актом признания вины», - подчеркнул уполномоченный. Однако, если лицо признано невиновным, либо установленный судом ущерб ниже, чем вменялся на этапе следствия, соответствующая часть средств должна возвращаться лицу.