МОСКВА, 17 янв — РАПСИ. Необходимо обязать иностранные социальные сети выполнять российское законодательство, для этого требуется внести изменения в действующие нормы, считает эксперт Общественной палаты (ОП) РФ, руководитель юридической службы Фонда защиты национальных ценностей Дмитрий Лебедев. Соответствующие предложения общественники планируют направить в Госдуму.
«Мы предлагаем внести поправки в пять федеральных законов: об информации, о персональных данных, об иностранных инвестициях, в Кодекс об административных правонарушениях и в Налоговый кодекс», — сказал Лебедев на круглом столе в ОП РФ, посвященном проблемам правого регулирования, контроля и мониторинга иностранных соцсетей в Рунете.
По словам общественников, российское законодательство, регулирующее деятельность в социальных сетях, сейчас только создается, и на сегодняшний день множество правовых вопросов остаются неурегулированными. Этой неопределенной юридической ситуацией активно пользуются международные интернет-гиганты, такие как Facebook, Google, Twitter и другие, которые не обращают внимания на директивы российских правоприменителей. Эксперты отмечают сверхмалый размер санкций к нарушителям российского законодательства в сфере интернета и почти полное отсутствие неотвратимости наказания в данной области.
Дмитрий Лебедев // Владимир Бурнов / РАПСИ
«Иностранные социальные сети не регистрируют свои филиалы, у них нет представительства в России, поэтому, когда в суд вызывают, например, Twitter за то, что он не отвечает на запросы российских государственных органов, их юристы говорят: «Мы не должны ничего отвечать, мы иностранная компания, мы в Америке находимся». При этом столько аккаунтов зарегистрировано в России, опять же рекламные деньги наших пользователей уходят в США, у нас нет налогоплательщиков иностранных соцсетей. Кроме того, они не удаляют запрещенный контент, предусмотренный российским законодательством», — отмечает эксперт.
По мнению участников круглого стола, для решения проблемы необходимо ввести в закон об информации понятие «иностранная социальная сеть», а также критерий, по которому социальные сети признаются организатором распространения информации в интернете. «Если иностранная социальная сеть имеет больше одного миллиона пользователей РФ, она обязана встать на учет и также быть равноправным участником правового процесса наряду с российскими социальными сетями», — предлагает Лебедев, отмечая, что также необходимо обязать иностранные соцсети хранить и обрабатывать персональные данные граждан РФ на ее территории.
Кроме того, эксперт считает, что иностранные соцсети должны быть зарегистрированы в качестве иностранных инвесторов или компаний, и, соответственно, платить налоги и соблюдать российские законы. «Мы также предлагаем в Кодексе об административных правонарушениях установить наказание для иностранных соцсетей за удаление или приостановление доступа к аккаунтам органов государственной власти или должностных лиц. Кроме того, в КоАП предлагается установить наказание за неисполнение владельцем иностранной соцсети обязанности по удалению материалов, противоречащим требованиям российского законодательства», — заключил Лебедев.