Как получить налоговые льготы, в каком порядке можно оспорить результаты налоговой проверки и что делать, если инспекция затягивает сроки проведения камерального контроля, в рамках совместного спецпроекта РАПСИ и Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова «Бизнес-среды» рассказывает советник омбудсмена Антон Свириденко.

Каждую среду специалисты и эксперты аппарата бизнес-омбудсмена на примере реальных кейсов делятся законодательными тонкостями и проблемами, с которыми сталкиваются предприниматели, а также отвечают на вопросы читателей по интересующим их темам. Первый выпуск спецпроекта посвящен налоговым проверкам.


- Как получить (оформить) налоговую льготу, если она полагается субъекту по закону?

Льгота может предоставляться в различных формах: налоговых вычетах, сниженных ставках налога, изъятиях частей объекта налога из облагаемой базы, установлении необлагаемого минимума, рассрочки, отсрочки, налогового кредита, освобождения от уплаты налога, всего в России на разных уровнях налогообложения действует несколько сотен льгот. Алгоритм здесь будет примерно такой: определить, какие виды льгот и за какие налоговые периоды может получить налогоплательщик, ознакомиться с порядком предоставления каждого из видов льгот и впоследствии предпринять действия в соответствии с порядком (например, заявить о возмещении налога в счет льготы, представить налоговую декларацию с указанием вычета и так далее). А налоговый орган уже впоследствии может проверять обоснованность применения льготы – запрашивать документы, проводить анализ и камеральные или выездные проверки.

- Где и в каком порядке можно оспорить результаты налоговой проверки?

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Возражения по акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней принимается решение – об отказе в привлечении к налоговой ответственности или о привлечении к налоговой ответственности. Могут быть назначены дополнительные мероприятия налогового контроля.

Если налогоплательщик не согласен с выводами решения, им может быть подана апелляционная жалоба. Должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования, то есть сначала налогоплательщик должен обратиться в вышестоящий налоговый орган. Если налогоплательщик не согласен с решением по жалобе вышестоящего налогового органа, он может подать жалобу в арбитражный суд.

Следует отметить то, что многие упускают из виду: с совершенствованием порядка досудебного обжалования у налогоплательщика появилась возможность обжаловать решение регионального управления ФНС в Центральный аппарат ФНС, который является по отношению к первому вышестоящим органом. При этом практика складывается так, что одновременно многие налогоплательщики обращаются на этой стадии и в суд. То есть в две инстанции сразу.

По нашим внутренним оценкам, решения в досудебной и судебной процедурах в пользу/не в пользу налогоплательщиков распределяются в пропорции примерно 30/70% соответственно.

- Как часто ФНС может проводить выездные проверки? Как бороться с необоснованной регулярностью их проведения?

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, а также проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Бывает, налоговые органы «растягивают» проверку, искусственно доводя ее длительность до даже 15 месяцев (и то это только в случае истребования документов у иностранных государств, в обратном случае максимальный срок 12 месяцев). По факту, превышение этого порога со всеми приостановками и продлениями абсолютно недопустимо.

Если нарушены данные правила, проведение выездных проверок и действия должностных лиц могут оспариваться как в вышестоящий налоговый орган, так и в органы прокуратуры или судебные инстанции.

- Можно ли оспорить решение (основания) налоговой о проведении выездной проверки?

Выездная проверка проводится по решению руководителя налогового органа. При этом законодательством не определены основания принятия данного решения. На практике внедрение информационных систем дало налоговым органам широкие возможности консолидированного анализа налогоплательщиков от сравнения со среднеотраслевыми налоговыми показателями до доходов членов семей. По итогам анализа формируются акты предпроверочного обследования. Если достаточно признаков налоговых правонарушений принимается решение о выездной проверке. Поэтому оспорить правомерность принятия решения о выездной проверке практически нельзя. Пожалуй, только в случае налогового мониторинга (когда налогоплательщик по соглашению с налоговыми органами осуществляет онлайн обмен налоговыми данными) ни камеральные, ни выездные проверки проводить нельзя.

Однако можно оспорить процессуальные моменты, связанные с решением. Например, если решение приняла инспекция не по месту деятельности заявителя, были нарушены сроки или процедура вручения решения, в решении заявлены одни налоги, а пришли проверять другие; решение оформлено с нарушениями – тогда правомерность решения о проверке оспаривать можно. В случае, если признают нарушения, решение отменят. При этом надо соблюдать досудебный порядок обжалования действий налоговых органов, сначала, перед судом, обратившись в вышестоящий налоговый орган с жалобой.

- Куда обращаться, если при проведении проверки (выемке/осмотре) налоговыми органами был нанесён ущерб имуществу?

Если налоговый инспектор умышленно превысил полномочия или допустил халатность, что повлекло нанесение ущерба (вреда), то вопрос может рассматриваться в рамках уголовно-процессуального законодательства. Другими словами, Вы можете обратиться в полицию. Если признаков уголовного деяния не усматривается, но Вы полагаете, что действия инспектора при проверке Вашей организации нанесен вред (ущерб), ущерб надо взыскивать по гражданско-процессуальному законодательству на основании статьи 1069 ГК РФ.

Вообще Налоговым кодексом в статье 103 установлен принцип недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). Обжаловать действия налоговиков и взыскивать нанесенный ущерб можно в двух инстанциях – вышестоящем налоговом органе и суде.

- Что делать, если инспекции затягивают сроки проведения камерального контроля?

Срок проведения камеральной проверки – 3 месяца. При этом если по итогам проверки нарушений не выявлено, налоговый орган не обязан об этом сообщать. Поэтому о превышении срока проведения камеральной проверки нужно сначала узнать. Например, когда документы запрашиваются за пределами срока ее проведения или Вам затягивают возмещение НДС, ссылаясь не продолжение камеральной проверки.

В этом случае надо обжаловать действия сначала в вышестоящем налоговом органе, а потом в суде, если первое на дало результатов. При этом в судебной процедуре для того, чтобы Вашу жалобу рассмотрели, необходимо доказать, что действиями налогового органа были нарушены Ваши права.

Однако перспективы спора с налоговыми органами неоднозначны. Несмотря на превышение сроков проверки, суды неоднократно отказывали налогоплательщикам в признании незаконными доначислений по итогам таких растянувшихся проверок, так как признавали, что выход за пределы проверки не нарушал прав заявителя и не отменяет фактов налоговых правонарушений.

- Как избежать блокировки счетов за неуплату незначительных сумм налогов?

Следует отметить, что в соответствии с поправками в НК РФ, вступающими в силу 1 апреля этого года, блокировать счета можно будет только за недоимки больше 3000 рублей а не 50, как сейчас. При этом налоговые органы отмечают, что блокируется только сумма недоимки, а не все деньги на счете.

Чтобы вообще избежать неожиданных небольших «вдруг» возникших долгов по налогам, наличие которых может, например, перекрыть доступ к льготным кредитам МСП, можно предусматривать переплату налогов с зачетом в счет будущих платежей. При этом зачесть можно только платежи по бюджетам одного уровня. Таким образом, лучше иметь переплату по каждой группе налогов.

- В каком случае налоговая по результатам проверки может инициировать возбуждения уголовного дела?

Если в течение двух месяцев со дня истечения требования (то есть при доказанной налоговой недоимке) об уплате налога (сбора) налогоплательщик не погасил долг, налоговый орган обязан в течение 10 дней направить материалы в следственные органы для решения о возбуждении уголовного дела.

При этом с 2014 года наличие таких материалов от налоговых органов для возбуждения уголовного дела не обязательно. Дело могут возбуждать и правоохранительные органы самостоятельно. Чаще всего это делается, когда на основании оперативных данных возможно предполагать, что совершаются умышленные действия по уклонению от уплаты налогов тем или иным лицом, при этом налоговый орган непреднамеренно (или по умыслу должностного лица) не «заметил» таких фактов.

После возбуждения уголовного дела без налогового органа следователь запрашивает заключение вышестоящего налогового органа по отношению к инспекции налогоплательщика о нарушениях налогового законодательства. При этом выводы заключения не являются обязательными для следователя.