МОСКВА, 14 мая - РАПСИ. Конституция является продуктом своего времени, политических, социальных и экономических отношений в обществе, а также слепком баланса сил. К такому выводу пришли лекторы серии тематических образовательных площадок ассоциации Независимого общественного мониторинга (НОМ).

Как отмечает пресс-служба, интерес к истории формирования, развития и становления конституционализма в России актуализируется в условиях широкого обсуждения поправок в Конституцию РФ и предстоящего общероссийского голосования.

Член правления Российской ассоциации политической науки, заместитель директора Истории и политики МПГУ, эксперт НОМ Владимир Шаповалов рассмотрел опыт конституционализма в дореволюционный период российской истории: от Древней Руси до принятия Императором Николаем II октябрьского манифеста в 1905 году, провозгласившего права и свободы граждан страны, а также создание двухпалатного парламента.

Формальным началом конституционализма, по его мнению, является период 40-ых годов XVII века. «В 1654 году Иван Бутурлин, совершая попытку ограничения абсолютной власти царя, подал записку, в которой предлагалась идея о закреплении Земского собора как постоянно действующего органа при царе, который бы рассматривал наиболее важные вопросы деятельности государства», – рассказал Шаповалов. 

Процесс регулярного создания конституционных проектов, сообщил спикер, начинается с XVIII века. Именно в этот период столкнулись два конституционных подхода: аристократический и подход дворянства. «Около 10 конституционных проектов появились в начале царствования императрицы Анны Иоанновны. Также Верховный тайный совет получал широкие полномочия, существенно ограничивал её власть», - пояснил Шаповалов. 

Важный вектор развития конституционализма приходится на начало XIX века, когда «в российском государстве возник всплеск конституционной мысли, которые были порождены ожиданиями людей». Выдающимся деятелем XIX века в вопросе развития конституционализма, сказал спикер, стал государственный деятель Михаил Сперанский, который написал «настоящую Конституцию, в которой были заложены идеи, получившие практическое воплощение через сто лет при Николае II». Эксперт сообщил, что Сперанский первый предлагал разделить систему власти на три ветви, создать двухпалатный парламент и выборную систему местного самоуправления, а также реформировать административно-территориальное управление в стране. Программные документы декабристов Павла Пестеля и Никиты Муравьёва, несмотря на нереализованный характер, отражали новые идеи процесса конституционализма о создании монархической Федерации и унитарного государства, продолжил он.

В рамках последнего периода дореволюционной истории ключевым решением на пути развития конституционализма стало подписание Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года, который утверждал права и свободы граждан страны, двухпалатный парламент (Государственный совет и Государственная Дума), получивший законодательную власть. «Император заключает договор с обществом, ограничивая свою власть», - отметил  Шаповалов.

Отвечая на вопросы участников онлайн-лекции, Шаповалов заключил, что Россия развивается в мировом потоке, перенимая практики других стран, но интегрируя их в свою политическую традицию. 

Ведущий координатор проектов фонда «История Отечества», член Российского исторического общества Владимир Беклямишев рассказал о развитии конституционализма в период существования Советского государства, отметив, что его специфика в тот момент носила революционный характер и отличалась от той, что была сформирована в мире.

Спикер особо отметил, что декреты большевиков «О мире» и «О земле», декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа не были конституционными документами, имели пропагандистский характер. Большевики, подчеркнул он, скептически относились к идее естественных прав человека. 

По словам эксперта, принципы первой советской Конституции 1918 года вытекали из ленинского учения о демократии: власть должна принадлежать трудящимся массам. В содержании данной Конституции, пояснил спикер, в числе многих вопросов предусматривались политические права российских и иностранных трудящихся, а также избирательные права женщин, однако отсутствовали права на образование и здравоохранение. «Конституции 1918 года была отведена недолгая жизнь», - сказал эксперт. 

Беклямишев в своём выступлении также проанализировал содержание советских конституций. К примеру, Союзная Конституция 1924 года закрепляла органы власти, в числе которых были органы юстиции и безопасности, а в содержании Конституции 1936 года существовало многое из того, что марксизмом было неприемлемо. «Конституция 1936 года произвела эффект на международной арене», - сказал он, добавив, что предусматривались также широкие экономические и политически права граждан, которые не соответствовали объективной реальности.

В рамках данного периода развития конституционализма законодатель предложил провести референдум по Конституции. С 1935 года в советской печати публиковались буржуазные Конституции, при этом подчёркивалось, сообщил спикер, что «СССР берёт из них лучшее». Тогда, сказал он, более 80% взрослого населения приняли участие в референдуме по Конституции, а в её текст было внесено 170 тысяч поправок. 

Конституционный проект, разработанный в период правления Никиты Хрущёва в 1962-1963 годах, предусматривал прямое народное правление, также обсуждалось введение должности президента СССР.

В Брежневской Конституции "развитого социализма" 1977 года вводилась шестая статья о руководящей роли КПСС, что стало предметом активной общественной дискуссии.

«Конституция – всегда продукт своего времени, политических, социальных и экономических отношений в обществе, а также слепок баланса сил. Именно с этой позиции следует воспринимать конституционные актысоветского времени», - заключил  эксперт.