МОСКВА, 5 июл — РАПСИ. Поправки к Конституции положительно повлияли на положение третьего сектора экономики в России, считает председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова.

В Общественной палате (ОП) РФ состоялась конференция, посвященная годовщине голосования по поправкам к Конституции РФ, с участием членов рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию.

Секретарь ОП РФ Лидия Михеева напомнила, что когда президент объявил о необходимости ее обновления, именно Общественная палата РФ стала точкой сборки всех предложений и пожеланий от граждан РФ.

«Мы обобщили и передали в рабочую группу более 2250 писем, предложений граждан, так называемых народных поправок. Год спустя все эти неравнодушные россияне спрашивают нас о том, что изменилось? Что изменилось в законодательстве, принятом после голосования по поправкам к Конституции? Что такое теперь социальное государство, о котором сказано в Основном законе? Как отражаются принятые поправки на повседневной жизни человека? Чтобы ответить на эти вопросы, мы пригласили представителей органов федеральной исполнительной власти, федеральной законодательной власти и тех, кто непосредственно занимался разработкой поправок к Конституции. Мы очень надеемся, что они не только проанализируют законодательные итоги прошедшего года, но и скажут, что предстоит сделать в перспективе», — отметила Михеева.

Сопредседатель Рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева рассказала о том, как улучшилось взаимодействие государства и гражданского общества в рамках обновленной Конституции.

«В обновленной Конституции реализован максимально широкий концепт взаимодействия государства и гражданского общества. Теперь конституционный ресурс направлен не только на поддержку институтов гражданского общества, но и разных видов деятельности, например, волонтерской. Предпосылки для этого – рост социальной активности общества. Кроме того, к моменту подготовки поправок укрепились горизонтальные связи и появилась необходимость развития независимого контроля систем публичного управления. Другая особенность – создание обязанности для органов публичной власти взаимодействовать с институтами гражданского общества на всех уровнях», — сказала она.

По мнению Хабриевой, для эффективности нужны правовые механизмы, в том числе для участия институтов гражданского общества в законотворческой деятельности.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Светлана Горячева рассказала, как за этот короткий период изменялось действующее законодательство.

«Было наработано 139 законопроектов, из них 19 президентом, 25 правительством, 59 депутатами Государственной Думы, 12 сенаторами, 17 органами государственной власти субъектов РФ. В Совете Федерации мы вели мониторинг реализации положений обновленной Конституции и 16 февраля этого года обсудили результаты с приглашенными общественниками на специальном совещании Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности. Фактически работа над поправками в Конституцию завершена. Принято четыре федеральных конституционных закона и более 30 федеральных закона. Значительная часть их касается социальной и семейной сферы, расширения полномочий Государственной Думы и Совета Федерации как представительных органов власти РФ, изменения статуса органов местного самоуправления, запретов для чиновников, связанных с иностранным гражданством. Но главное — усиление суверенитета России и нерушимость существующих границ», — отметила Горячева.

Представитель Совета Федерации в ОП РФ, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Любовь Глебова, подчеркнула, что активно и быстро развиваются практико-ориентированные форматы поддержки НКО.

«За текущий период формы господдержки можно поделить на разные группы: грантовая поддержка, поддержка социально ориентированных НКО, в различных органах исполнительной власти появились субсидиарные формы поддержки НКО, появляются новые формы преференционной поддержки бизнеса, если они активно включаются в жизнь НКО, региональные формы поддержки»,- сказала она. По словам общественницы, во время пандемии объем поддержки со стороны правительства некоммерческих организаций на реализацию оказываемых ими услуг равен объему поддержки малого и среднего бизнеса. 

«Можно себе представить, какой объем действий лег на плечи НКО, что он стал сопоставим с тем, какой объем средств был на это направлен государством в области МСП», — подчеркнула Глебова.

В свою очередь Тополева-Солдунова отметила, что поправки к Конституции положительно повлияли на положение третьего сектора экономики в России. Однако происходит «провисание» на уровне некоторых регионов.

«Очень много всего сделано в отношении поддержки НКО, но разница между регионами колоссальная. Во множестве регионов, мягко говоря, есть что улучшить. Необходимо закрепить в законодательстве обязанность региональной власти поддерживать институты гражданского общества, в том числе НКО и взаимодействовать с ними», — заключила она.