МОСКВА, 14 июл — РАПСИ. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) исключает возможность нарушения тайны голосования и других злоупотреблений, заверил член комиссии по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты (ОП) РФ Вадим Виноградов.

«Как мы знаем, основные претензии к дистанционному голосованию строятся на допущении, что при его использовании отсутствует тайна голосования. По мнению критиков, крупные работодатели наблюдают за голосованием, и избиратель подозревает, что не смотря на все блокчейны результаты могут быть известны, а люди голосуют «как надо», а не как им хочется. Хотя технических возможностей для этого злоупотребления в ДЭГе просто нет», - сказал Виноградов в ходе круглого стола в ОП РФ, подчеркнув, что таким образом, сочетание недоверия к современным технологиям и не очень грамотного подхода позволяет критиковать дистанционное голосование, как механизм воздействия на волеизъявление избирателей. 

Как считает эксперт, к данной проблеме должно подключиться экспертное сообщество, общественность и  избирательные комиссии.

«Всем необходимо разъяснять  избирателям, что никто не может подсмотреть результаты голосования», - подчеркнул он.

Как считает Виноградов, задача общественного контроля минимизировать случаи принуждения к ДЭГ, контролировать взлом и несанкционированный доступ к госуслугам.

Со своей стороны первый заместитель председателя комиссии по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций ОП РФ Александр Малькевич рассказал как будут следить за использованием ДЭГ в ОП РФ.

«Мы достигли соглашения с ЦИК и планируем в здании Общественной палаты разместить, так называемую, ноду. Это отдельный узел распределенной базы данных программы технического комплекса ДЭГ. Самое важное, что содержание комплекса, все эти процессы будут доступны наблюдателям. Можно будет видеть, как все происходит», - сказал он.

Малькевич также сообщил, что во Франции, согласно опросам, большинство высказались за ДЭГ и очень сожалели, что такая форма не использовалась на прошедших выборах. 

«Это показывает, насколько мы ушли вперед в развития электоральных процессов», - подчеркнул общественник. Кроме того, Малькевич критически высказался об организации выборов в США. По его словам, даже такая уважаемая организация как БДИЧ ОБСЕ провела расследование и показала «электоральную катастрофу» в США.

Как сказал эксперт, в США нет единого федерального механизма, который был бы направлен на предотвращение регистрации граждан более чем на одном участке, тогда как в России система «Мобильный избиратель» появилась ещё в 2017 году.

«Только 30 штатов из 50 подключены к центру электронной регистрации, однако нет такой опции как доступность электронных сервисов для избирателей за рубежом», - добавил он.

Как объяснил Малькевич, сегодня в 21 веке в США электронная передача бюллетеня - это его распечатка, сканирование и отправка по электронной почте или даже факсом.

«Там спорят про отправку бюллетеней по факсу, про пересылку почтой Америки. А у нас в России идёт дискуссия про ноду блокчейна системы ДЭГ. Про то какой участок выбрать на госуслугах около дома, около работы или рядом с дачей. Вот уровень дискуссии», - резюмировал Малькевич.