МОСКВА, 15 июн— РАПСИ. Людей с инвалидностью необходимо привлекать к разработке и экспертизе инклюзивных проектов, сказала уполномоченный по правам ребёнка в РФ Мария Львова-Белова.

«Мы часто думаем, что знаем, что нужно людям с инвалидностью. Но это не так – даже строительные стандарты, которые предполагают удобство для людей с инвалидностью, не всегда им подходят. Нужно прислушаться к ним самим: где удобно разместить выключатели, ручки, какие нужны кровати», – сказала Львова-Белова в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ)на сессии «#Равный равному: как создать инклюзивное общество?»

По ее словам, важно привлекать людей с инвалидностью не только к экспертизе проектов, но и к их разработке. «Нужно, чтобы они становились соразработчиками и соавторами инклюзивных проектов», – добавила уполномоченный.

Как считает Львова-Белова, задачей властей и общественных организаций является создание условий для работы и самореализации людей с инвалидностью, исходя из их запросов. «Молодые ребята с инвалидностью не хотят жить в учреждениях, они мечтают жить, учиться, работать. Как-то один мальчик сказал мне: «Нас не надо жалеть, создайте для нас условия, дайте нам возможность работать. Мы хотим зарабатывать, платить налоги, быть полезными обществу», – подчеркнула детский федеральный омбудсмен.

В качестве примера она привела организацию жизни в «Квартале Луи», созданном более десяти лет назад в Пензе. «Там организована вся необходимая инфраструктура – от домов с сопровождаем и проживанием до рабочих мест. Мы открыли свое первое кафе, где были бармены-колясочники, которые, делая коктейль, вовлекали людей в свой мир. За первый год было около трех тысяч посетителей. Сейчас у нас есть своя типография, баня, реабилитационный центр. Это все предложения от самих ребят. Сотрудниками, тренерами являются ребята с разными формами инвалидности. Есть свой храм, где они тоже работают», − рассказала она.

По мнению омбудсмена, такие социальные площадки дают возможность ребятам быть востребованными и дают возможность взрослым «почувствовать их уникальный мир». «Кроме того, люди с инвалидностью, а также их близкие могут быть экспертами и делиться персональным опытом преодоления той или иной ситуации. Они могут лучше понять человека с той же проблемой, проконсультировать его», − отметила она.

Как считает Львова-Белова, в основе принципа «равный равному» лежит доверие. «Когда человек через это прошел, ему легче доверять. Мы активно работаем с семьями, в которых рождаются дети с инвалидностью. Видим, что сообщества таких семей являются терапевтичными. Когда тебе кажется, что мир рухнул, важно, чтобы тебя могли поддержать те, чьим детям с инвалидностью уже 10, 15 лет, посоветовать детские сады, школы. Такие сообщества очень нужны», – заключила детский федеральный омбудсмен.