МОСКВА, 31 июл — РАПСИ. Внесённый в Госдуму законопроект, который призван ограничить участие иностранных компаний в исследованиях российского рынка, является важным в период информационной войны, когда Запад может в негативном ключе воспользоваться внутренней информацией, считает член Общественной палаты (ОП) РФ Александр Малькевич.

«Речь идет об исследованиях ежедневной жизни россиян: потребительском поведении, настроениях и предпочтениях населения. Иными словами, это то, что и как часто мы покупаем, как меняются наши финансовые возможности и предпочтения. Такая информация на самом деле является важной для оценки текущего состояния страны, экономического и социального планирования и деятельности ответственных органов власти. И представьте, что эти данные собираются не только российскими компаниями, но и зарубежными, в том числе из стран Запада. Сегодня в условиях информационной войны закрывать глаза и добровольно отдавать такую ценную информацию за границу – недопустимо», - прокомментировал Малькевич РАПСИ.

Как считает эксперт, вносимый законопроект призван, наконец, уровнять в правах зарубежные исследовательские и отечественные компании. «Ведь в США и ЕС любые попытки исследований потребления, настроений или просто опроса своих граждан со стороны зарубежных или неподконтрольных компаний просто запрещены. Именно поэтому, например, ВЦИОМ не может проводить опросы в западных странах под риском уголовной ответственности, а отечественные ИТ-компании, такие как Яндекс или VK даже близко никогда не подпустят к сбору данных жителей США или ЕС», - пояснил Малькевич. 

Он также призвал не забывать и о более насущных рисках для государства. «К примеру, власти в принятии своих решений опираются на данные, подготовленные в данном случае иностранными компаниями. При этом от преднамеренного манипулирования данными они не застрахованы», - отметил общественник. 

Эксперт обращает внимание и на то, что для обывателя может показаться несущественной информация о его тратах и потреблении, условно на те же лекарства в месяц, тем не менее, такие данные могут многое рассказать о социально-экономической обстановке в стране в целом. «И как следствие, могут рассматриваться как один из элементов корректировки санкций в отношении РФ странами Запада», - резюмировал Малькевич.

Вносимые поправки вводят в правовое поле понятие «организатор исследований структуры рынка потребления». Кроме того, документ прописывает создание реестра организаторов, куда включаются компании, проводящие исследования на территории более половины субъектов РФ, или по решению ФАС другие компании при наличии в их работе определенных законом критериев. 

При этом вся обработка данных, их систематизация и анализ должны будут производиться на технических средствах организатора на территории России, также нормативно закрепляется запрет и ответственность за манипуляцию данными, за публикацию и использование заранее недостоверных данных. Документом вводится прямой запрет на исполнение любых решений недружественных государств о введении ограничительных мер в отношении России, дискредитации РФ.