РАПСИ продолжает совместный проект с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Он посвящен истории развития правовых институтов в Советском Союзе — истокам действующих сегодня в России и мире норм. 

C 1958 по 1977 годы наша страна совершила правовой поворот. В этот период в советских законах появился общепринятый для развитых стран комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. В третьей части исследования особое внимание уделено Конституции 1977 года, которая заметно повлияла на дальнейшее развитие идей свобод человека в нашей стране.

Особенно актуально будет вспомнить столь важный период в правовом развитии нашей страны сегодня, когда вопрос о будущем прав человека стал одной из главных международных проблем. Этот факт отмечает и Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. «Мы наблюдаем за нарастающей тенденцией политизации проблематики прав человека в ряде государств и ослаблении защитных международно-правовых механизмов. В этих условиях обращение к собственной истории формирования конституционных основ прав и свобод человека и гражданина, а также государственного правозащитного инструментария имеет особое значение», - объясняет омбудсмен.


Шестьдесят лет назад произошел знаменательный правовой поворот в истории отечественного законодательства. Нельзя недооценивать важность этого малоизвестного события: в 1958 году в определении преступления впервые появилась формулировка о посягательстве на личность и права граждан. 

Новые «Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» 1958 года были достаточно гуманными для своего времени. От своего предшественника этот кодекс отличался исключением таких видов наказаний, как объявление «врагом народа», удаление из страны, поражение в политических правах. Был отменен принцип объективного вменения, по которому «наказание применялось без учета факта виновности (к лицам, признанным «социально опасными», и родственникам обвиняемого и т. п.)».

Впервые был официально провозглашен запрет пыток и действий, унижающих человеческое достоинство: «Наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства». Это стало первым шагом на пути к обеспечению права на личную неприкосновенность. 

В «Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» от 25 декабря 1958 года впервые в советском законодательстве была введена статья «Неприкосновенность личности» (статья 6): «Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора». Были закреплены равенство граждан перед законом и судом, независимость судей и подчинение их только закону, коллегиальность рассмотрения дел в суде, гласность судебного разбирательства. 

Отдельного упоминания заслуживает обеспечение обвиняемому права на защиту: «Защита получала право принимать участие в процессе с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия, по делам несовершеннолетних — с момента предъявления обвинения».

Ещё одним шагом в направлении системы защиты прав человека стало принятие 8 декабря 1961 года «Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик», документа, в котором впервые в советском праве была официально закреплена защита гражданских прав, чести и достоинства.


«Защита гражданских прав осуществляется в установленном порядке судом, арбитражем или третейским судом путем: признания этих прав, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право, ...взыскания с лица, нарушившего право, причиненных убытков...»; а также товарищескими судами, профсоюзными и другими общественными организациями. Также защита гражданских прав могла осуществляться в административном порядке.


Впервые в гражданском праве было закреплено право личной собственности на трудовые доходы, сбережения, жилой дом (или его часть), подсобное домашнее хозяйство, «предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления и удобства».

За гражданами СССР были закреплены авторские права, право наследования, права автора открытия, права патентообладателя, права автора рационализаторского предложения и др.

В 1976 году, накануне принятия новой Конституции, призванной закрепить «построение развитого социализма в СССР», наша страна ратифицировала Международные пакты ООН 1966 года о правах человека. На тот момент еще без Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года, который предоставлял гражданам государств-участников Пакта право обращения в международные органы по защите прав человека. 

Факт ратификации международных договоров ООН, имеющих обязательную юридическую силу, стал определяющим при подготовке нового Основного Закона 1977 года. Его второй раздел, посвящённый правам и свободам, носил знаковое название «Государство и личность»: впервые гражданин признавался равноправным партнёром государства.

«Брежневская» Конституция СССР стала первой и единственной за весь советский период, включавшей в отдельном разделе, посвященном правам, свободам и обязанностям граждан, общепринятый для развитых стран комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Она закрепляла за гражданами СССР равенство всех перед законом, равенство прав мужчин и женщин, равенство прав граждан различных рас и национальностей. 

Глава 7 Конституции «Основные права, свободы и обязанности граждан СССР» включала в себя: право на труд, право на выбор профессии, рода занятий и работы; право на отдых; впервые — право на охрану здоровья; право на материальное обеспечение в старости в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца; право на жилище; право на образование. Среди новых прав стоит отметить право на пользование достижениями культуры; свободу научного, технического и художественного творчества.

 В области политических прав она гарантировала право на участие в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов, решений общегосударственного и местного значения, право на свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; право объединения в общественные организации; свободу совести и неприкосновенность личности. Новым было право на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров. 

За гражданами впервые было закреплено право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество (статья 57) и право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов (статья 57). 

Также граждане СССР впервые обрели право и на «на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей». Именно в Конституции 1977 года впервые было закреплено право на участие во всенародном обсуждении и референдуме.


Вместе с тем, источником прав по-прежнему оставалось государство, а не сам гражданин, что обосновывалось неизменно преобладающей позитивистской трактовкой права в политической идеологии советского руководства.


Среди обязанностей граждан СССР, исполнение которых было неотделимо от осуществления ими прав и свобод, Конституция СССР 1977 года провозглашала, в частности: добросовестный труд, соблюдение трудовой дисциплины, охрану социалистической собственности, воинскую обязанность, уважение правил социалистического общежития, уважение прав и законных интересов других лиц, заботу о детях, интернациональный долг и др.

На основе этой Конституции в 1978 году Верховным Советом РСФСР была утверждена Конституция РСФСР, а затем и другие Конституции Союзных Республик, включившие большинство основных положений общесоюзного Основного закона.

Конституция 1977 года стала последней в истории страны под названием СССР, но её влияние отчётливо заметно и в дальнейшем развитии идей свобод человека, заложенных в основные законы РСФСР и России.


Продолжение читайте на сайте РАПСИ в ноябре