Форум Общественной палаты (ОП) РФ «Сообщество», направленный на развитие гражданского общества в регионах, состоится 21-22 июня в Архангельске. В преддверии начала его работы член Комиссии ОП по территориальному развитию и местному самоуправлению Леонид Шафиров рассказал корреспонденту РАПСИ, зачем к реализации национальных проектов привлекать волонтеров, почему ученики должны делать в школе ремонт и как отражаются нацпроекты на жизни отдельно взятого россиянина.


Леонид Александрович, на форуме Вы выступите модератором секции «Участие местных сообществ и роль муниципальных Общественных палат (советов) в реализации национальных проектов». Какие вопросы планируется обсудить в рамках предстоящей дискуссии? 

Темы, которые мы будем обсуждать, безусловно, созвучны с национальными проектами. Среди 12 нацпроектов есть такие, реализация которых возможна только в результате вовлечения большого количества людей. И если, например, национальные проекты «Образование», «Культура» и «Здравоохранение» предусматривают участие активистов и развитие волонтерской среды, то в остальных это участие, к сожалению, не является ни инструментом, ни целью. К примеру, в нацпроекте «Демография» организация работы волонтеров по помощи социальным работникам в уходе за пожилыми и инвалидами не предусмотрена вообще. На эти темы мы как раз и будем говорить с жителями Северо-Западного федерального округа в рамках форума.

Мы против формализма и хотим посмотреть, как можно насытить реальным содержанием уже имеющиеся планы по привлечению гражданских активистов в реализации нацпроектов, а также поискать те направления деятельности в нацпроектах, которые не предусматривают участие волонтеров, но потенциально могут реализовываться с их помощью. По итогам секции мы выработаем рекомендации, в частности, по внесению изменений в паспорта некоторых национальных проектов. 

То есть изменения, по сути, будут касаться уточнения и расширения роли волонтеров в реализации нацпроектов?

Совершенно верно. Если говорить конкретно: национальный проект «Образование» предусматривает необходимость создания общественных и некоммерческих организаций не менее чем в 70% образовательных учреждений. Однако виды деятельности этих организаций и их результаты в паспорте национального проекта не указаны. В этом плане и нужны изменения: необходимо прописать цели и задачи деятельности организаций, которые будут созданы в школах и вузах, то, чему должны научиться молодые люди, работая в них. Это важно, поскольку сам факт создания организации не гарантирует результатов ее деятельности. 

«Образование» также предусматривает ремонт и строительство школ и детских садов. При этом студенческие строительные отряды не заявлены как соисполнители, им не отдан приоритет. А почему бы и нет? Вполне возможно, чтобы и ребята, учащиеся в школах, получили знания и навыки и выполняли ремонтные работы в качестве практики. Нужно рассмотреть перспективы реализации данной системы мер.

Кроме того, в рамках нацпроекта «Образование» предусмотрено развитие наставничества, в частности, организация работы волонтеров как наставников и начинающих педагогов. Но при чтении паспорта нацпроекта остаются вопросы: как это будет выглядеть; будут ли положения по взаимодействию наставников с наставляемыми; предусмотрено ли между ними заключение неких соглашений; каким образом будет производиться мониторинг на уровне образовательных организаций, а также на уровне региональных и муниципальных властей? 

Каждый национальный проект, безусловно, имеет своей целью повышение качества жизни россиян, однако не все граждане понимают, каким образом тот или иной нацпроект отразится на них и на членах их семей. Как повысить осведомленность людей о национальных проектах и сподвигнуть их участвовать в них? 

Прежде всего, необходимо информировать граждан о национальных проектах и о возможности участия в них. Например, в период подготовки к форуму «Сообщество» в Архангельске более 50 тысяч жителей Северо-Запада России получили от ОП РФ предложение поучаствовать в онлайн-опросах, которые затрагивают, в частности, тему вовлечения граждан в реализацию нацпроектов. Об этих опросах люди узнали благодаря информационным баннерам, опубликованным в социальных сетях, и уже около тысячи человек ответили на предложенные вопросы. 

Цель в том, чтобы люди почувствовали себя причастными к национальным проектам, чтобы они как волонтеры знали, куда приложить свои силы и свободное время. Для этого на сайтах местного самоуправления – городской или районной администрации – должна содержаться актуальная информация для людей, готовых инвестировать свое время в общественно значимые дела. Например, информация о том, что сегодня граждане, имеющие свободное время, могут прийти, получить грабли и пойти убираться в парк. Все органы власти у себя на сайтах должны иметь информацию о нацпроектах и о способах участия волонтеров в них. То есть некую вкладку с «фронтом работы» для волонтеров. 

Необходимо также наладить систему взаимодействия между добровольцами, активными гражданами и государственными организациями, которые реализуют соответствующие проекты. В этом плане хороший опыт у Министерства здравоохранения РФ – они издали рекомендации, как работать с волонтерами. Собственно, в прошлом году Президент РФ Владимир Путин дал поручение, что все органы власти должны выпустить методические рекомендации по работе с добровольцами. 

Главное, чтобы люди видели, что участие в нацпроектах отражается на их имущественном положении. Например, человек хочет взять корову напрокат, он приходит в прокатный фонд, который создан за счет национального проекта, получает корову, затем молоко от нее и вдобавок становится участником нацпроекта. Безусловно, у этого человека уже совершенно другой уровень отношения к национальным проектам, потому что участие в каком-то из них позволило удовлетворить потребности его семьи. 

Подготовила Евгения Соколова