МОСКВА, 3 ноя - РАПСИ. Предложение директора Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ Константина Ромодановского обсудить возможность выплаты пенсий для трудовых мигрантов является непродуманным шагом, не учитывающим социальные реалии России и состояние законодательной базы, сообщила в четверг агентству РАПСИ/infosud.ru адвокат Нина Еременко.

"Заявление Ромодановского является преждевременным в связи с отсутствием законодательной базы, в том числе и международно-правовой, оно же неоднозначно с точки зрения соблюдения прав граждан России. В целом, кроме социальной напряженности из-за своей неподготовленности это заявление ничего не вызовет", - заявила Еременко.

В интервью газете "Известия", опубликованном в четверг, Ромодановский заявил о необходимости поиска механизмов для того, чтобы трудовые мигранты были заинтересованы законно работать на территории РФ. "Кстати, те же самые пенсии для иностранных граждан... Через это надо тоже идти. Надо уже думать об этом, это перспектива", - сказал руководитель ведомства.

Прерогатива государства

Адвокат Еременко обратила внимание на остроту темы, затронутой Ромодановским и государственный масштаб решения, о котором он предложил "подумать". Она напомнила, что ФМС Росси была создана на основании пункта 13 Указа президента РФ от 9 марта 2004 года номер 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и согласно этому документу является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

"Безусловно, забота о трудовых мигрантах ведомства понятна, но она не должна даже в заявлениях руководителя ФМС затрагивать вопросы государственной политики в целом, поскольку законодательство в области пенсионного обеспечения граждан - это прерогатива государства и его законодательных органов", - сказала Еременко.

Нормативная база

Еременко высказала убеждение в неподготовленности нормативно-правовой базы, включая международную, к тем изменениям, которые Ромодановский назвал перспективой. Она отметила, что вопросы пенсионного обеспечения регламентируются федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ", который устанавливает в соответствии с Конституцией и федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии.

Адвокат сказала, что закон "О трудовых пенсиях в РФ" определяет понятия, как то: трудовая пенсия, страховой стаж, расчетный пенсионный капитал, установление трудовой пенсии, индивидуальный лицевой счет, специальная часть индивидуального лицевого счета, пенсионные накопления, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости. Виды трудовых пенсий также дифференцированы на пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. В свою очередь трудовая пенсия по старости может состоять из дух частей: страховой и накопительной.

"В связи с этим неясно, как трудовые мигранты, например, будут подтверждать трудовой стаж, который учитывается при определении права на получение пенсии. Кроме того, возможно, потребуется заключение международно-правовых договоров, которые будут, в том числе, определять данный порядок, ведь учет и порядок определения трудового стажа в каждой стране СНГ различен", - сообщила Еременко.

Социальные риски

Адвокат обратила внимание на ряд инициатив ФМС России, которые оказывают позитивное влияние на регулирование потока мигрантов и контроль за ними. В то же время она призвала не ставить в один ряд такие меры, как планирующееся в 2013 году введение дактилоскопии для работающих иностранных граждан, равно как и требование к знанию русского языка и получению соответствующей квалификации, с перспективой пенсионного обеспечения работающих иностранцев.

"Это недопустимо даже с точки зрения возможного социального резонанса среди российских и иностранных граждан из-за отсутствия достаточной нормативной базы для реализации подобного предложения", - заявила Еременко.