МОСКВА, 7 фев - РАПСИ, Диана Гуцул. Судебная практика по защите прав потребителей в последние годы улучшилась, однако пока суды не являются угрозой для производителя, об этом сообщила во вторник юрист Общества защиты прав потребителей Мария Свиридова на конференции в РИА Новости, посвященной двадцатилетию закона о защите прав потребителей.

Закон о защите прав потребителей был подписан и вступил в силу ровно 20 лет назад - 7 февраля 1992 года. По словам юриста ОЗПП Свиридовой, данный закон разъясняет потребителю порядок действия в случае, если ему продан некачественный товар, разъясняет, какие права у потребителя есть при покупке, оформлении сделки, какую информацию потребитель вправе требовать, а какая должна быть представлена в обязательном порядке.

Нарушать закон недорого

На пресс-конференции Свиридова высказала мнение о том, что имеющийся закон является "хорошим", однако пока производители не боятся его нарушать.

"Судебная практика за последние годы улучшилась, но, несмотря на это, суд пока не является угрозой для производителя", - сообщила Свиридова. По ее словам, одним из положительных моментов является увеличение размера компенсации в случае нарушенных производителей прав. "Но, к сожалению, этого недостаточно, чтобы производителю было невыгодно идти в суд", - пояснила юрист, добавив, что иногда судьи имеют недостаточные познания в области прав потребителей, а потому производителям нередко удается ввести в заблуждение не только истца, но и самих судей.

Шаг вперед и два назад

По словам председателя ОЗПП Михаила Аншакова, закон о защите прав потребителей за 20 лет существования помимо положительного движения вперед существенно "откатился" назад. Одной из важных проблем, по его словам, является то, что закон о защите прав потребителей нередко действует лишь опосредованно.

"Например, в области авиаперевозок, как и во многих других областях, закон о защите прав потребителей действует опосредованно. Применяются абсолютно издевательские по отношению к потребителю нормы. То же с сотовой связью: наш потребитель не может сменить оператора без потери номера, хотя в Европе у него давно есть такое право", - сообщил Аншаков. По его словам, лоббисты и интересы бизнеса пока сильнее интересов общества. Еще одна проблема - сомнительная независимость судей в некоторых случаях рассмотрения исков потребителей.

"Суды в редких случаях могут быть объективны, когда рассматривают иски по месту нахождения крупной коммерческой структуры. Гражданин идет в суд за справедливостью, но наталкивается на коррупционную составляющую. Юристы компаний часто имеют тесные отношения с судьям, объективность здесь невозможна", - сказал Аншаков.