МОСКВА, 23 июл - РАПСИ. Упрощение порядка изъятия земель на присоединенных к Москве территориях, с инициативой которого выступили власти столицы, может привести к увеличению количества судебных споров, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.

В понедельник в деловых СМИ появилась информация, что Минэкономразвития согласовало предложение властей Москвы об упрощении порядка изъятия земель в "новой" столице у собственников, в результате чего время, отводящееся на то, чтобы власти договорились с собственником о передаче его участка под госнужды, может быть сокращено с года до 5 месяцев.

Непонятная спешка

Как пояснили РИА Новости в пресс-службе департамента земельных ресурсов города (ДЗР), участвовавшем в разработке предложений по обновленной процедуре изъятия столицей земли на присоединенных территориях, раньше продолжительность изъятия того или иного участка составляла от 1,5 лет и дольше.

Это, отмечает собеседник агентства, значительно задерживало проведение работ по улучшению инфраструктуры города.

"Сокращение сроков направлено на оптимизацию работы при реализации важных для города проектов, таких как строительство объектов энергетических систем, объектов обороны и безопасности, объектов транспорта, метрополитена", - подчеркивает он.

При этом инициатива по ускорению изъятия земельных участков ни в коем случае не направлена на ущемление интересов граждан, уверяет представитель ДЗР.

Руководитель практики по земельному праву, недвижимости и строительству юридической фирмы "Пепеляев Групп" Алексей Коневский в принципе согласен со столичными чиновниками во временной оценке действующей сейчас процедуры изъятия земель.

"Власти за год должны уведомить собственника о решении по изъятию его земельного участка путем выкупа. В течение этого года власти и собственник должны прийти к соглашению об изъятии земли, договориться по размеру выкупной цены", - рассказывает он о нюансах процесса.

Если городу и землевладельцу договориться не удалось, то, по словам юриста, власти обращаются в суд, который определяет условия изъятия земель и размер компенсации.

На это, по оценкам Коневского, тратится еще от 2 месяцев до полугода.

При этом эксперт обращает внимание на то, что ускоренный порядок изъятия земельных участков уже применялся в России для строительства олимпийских объектов в Сочи и инфраструктуры форума АТЭС.

"Однако в случае с Олимпиадой и АТЭС это оправдано тем, что нужно построить крупные инфраструктурные объекты в ограниченные сроки", - полагает собеседник агентства.

И он, и партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Виталий Можаровский недоумевают, зачем нужна такая спешка в "новой" Москве, ведь "горящих" планов по строительству крупных объектов там пока нет.

Ответ судом

Непонятно, зачем ограничивать права граждан и юридических лиц, когда в этом нет особой необходимости, развивает мысль Коневский.

"Ведь ограничение срока - это всегда ограничение возможностей: у собственников меньше времени на проведение оценки, на подготовку к суду. Но главное, собственникам, у которых на землях, запланированных к изъятию, существует какой-то бизнес, нужно не только провести оценку, но и подумать, куда перевести свой бизнес, найти новое место, что требует и времени, и сил", - поясняет юрист.

В связи с этим, по его прогнозам, количество судебных споров по изъятию земель в случае ускорения этой процедуры для "новой" Москвы вырастет.

Можаровский в качестве главного минуса нового порядка изъятия земель для собственников также называет сокращение времени на консультации, оценку, общение с юристами.

Однако, по его мнению, приведет ли это к увеличению количества судебных споров, будет зависеть от того, какой объем земель будет изыматься, будут ли идти собственники навстречу властям, и от того, насколько адекватно будут определяться размеры компенсаций.

При этом сейчас, по его словам, город с землевладельцами часто решают вопросы предоставления участков под госнужды "полюбовно", то есть не начиная процедуру изъятия.

"Например, землевладелец предоставляет участок под строительство дороги, а ему за это строят подъезды к его участку", - приводит пример юрист.

В то же время, по словам Коневского, изъятие земель для государственных и муниципальных нужд достаточно часто заканчивается судебными спорами, которые обычно связаны с тем, что собственник не согласен с размером компенсации.

"Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда", - подчеркивают в свою очередь в ДЗР.

По информации юристов, опрошенных РИА Новости, компенсация состоит из рыночной стоимости земли или права аренды земли и цены всех построек на ней (определяются независимым оценщиком), а также из размера убытков землевладельца.

А есть ли нужда

Вопрос денег является весьма болезненным и дискуссионным, соглашается Можаровский.

Однако, настаивает представитель Goltsblat BLP, в вопросе изъятия земель есть и еще один важный аспект - является ли нужда, по которой власти хотят забрать участок, действительно государственной.

"В законе прописан перечень условий для изъятия земель. Например, строительство публичных дорог, очистных сооружений, объектов обороны и так далее. Жилье и административно-офисные здания в этот список, естественно, не входят", - указывает он.

В ДЗР также напоминают, что, в соответствии со статьей 49 Земельного кодекса РФ, перечень государственных нужд для изъятия земель "является исключительным и иной трактовке не подлежит".

Впрочем, Коневский не считает окончательно закрытым вопрос о том, будут ли изымать землю в "новой" Москве только под дороги, метро, объекты инфраструктуры и безопасности, или этот список расширят для получения площадок под парламентский центр и размещения федеральных министерств и ведомств.

"Законодательство под государственными и муниципальными нуждами понимает, как правило, строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Но может быть принят закон, в котором в этот перечень могут быть также включены и другие объекты, например, здания для размещения федерального центра", - допускает эксперт.

Минэкономразвития проблем не видит

С точки зрения самой процедуры изъятия земель некорректно говорить об ущемлении прав, наоборот, предполагается более прозрачная процедура, заявил агентству "Прайм" директор департамента недвижимости Минэкономразвития РФ Андрей Ивакин.

"Москва своим текстом закрывает пробелы, которые в нынешнем законодательстве вообще делают изъятие невозможным или приводят к нарушению прав граждан", - указывает Ивакин. Например, не совсем понятно, что сегодня делать, если недвижимость не оформлена, в кадастре и в реестре прав нет соответствующих сведений о недвижимости.

"Действующий закон не отвечает на вопрос, как изымать недвижимость, права на которую не зарегистрированы, или как изымать земельные участки, у которых нет точных границ. Московский законопроект на этот вопрос отвечает, определяет такую процедуру, решает вопрос, кто и как проводит в этом случае землеустроительные работы, и что заказчиком может выступать орган власти", - сказал Ивакин.

Кроме того, по его словам, вполне корректно распределение без торгов изъятых земельных участков, поскольку там будут размещаться объекты федерального и регионального значения.

"У нас сейчас закрытый перечень этих оснований в законе. Законопроектом предлагается его расширить, и расширяется он таким образом, что будет возможно изъятие под объекты, перечень которых устанавливаются федеральным правительством", - отмечает он.

Не решен вопрос, что это будут за объекты, говорит Ивакин: "Пока конкретики нет, идет единственное ограничение - это объекты федерального и регионального значения, но в законодательстве нет четких критериев этих объектов, есть только общие формулировки - социально значимые, важные и так далее".

По словам Ивакина, законопроект посвящен только объектам федерального и регионального значения, то есть все упрощения, все изъятия, все процедуры предоставления будут распространяться только на них.

"Перечень будет утвержден правительством, и только по этим объектам будет упрощенная процедура. Но неоднозначность критериев объектов федерального и регионального значения дает риск, что в этот список могут попадать и коммерческие объекты, - добавил он. - Может это и неплохо, что будут коммерческие объекты, которые имеют большое социальное значение, но тем не менее это коммерческая застройка. И тогда не совсем корректно говорить о предоставлении без торгов этих участков и о бесплатном изъятии у муниципалитетов в федеральную собственность".

Здесь все будет зависеть от того, насколько корректно будет применяться этот закон, полагает директор департамента.

Кроме того, по словам Ивакина, все недостатки, которые законопроект решает в земельных вопросах, так или иначе должны быть решены в целом по всей стране в Земельном и Гражданском кодексе.

"И эти изменения планируется внести в законодательство в следующем году. После этого необходимость подобных специальных законов отпадет, по крайней мере в части процедуры изъятия и предоставления земельных участков", - полагает Ивакин.