МОСКВА, 5 апр — РАПСИ. Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов направил председателю Центрального Банка РФ Эльвире Набиуллиной предложения по упрощению и совершенствованию процедуры контроля за операциями по счетам бизнеса со стороны кредитных организаций, сообщили в четверг РАПСИ в пресс-службе омбудсмена.
Малые клиенты невыгодны банкам
Проведенный уполномоченным анализ показал, что требования к банкам по контролю за операциями клиентов на предмет соблюдения законодательства о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма делают невыгодным обслуживание небольших клиентов. С одной стороны, банки получают большую выгоду при значительных остатках сумм на счетах, как правило, это происходит в случае работы с крупным бизнесом. С другой стороны, издержки банка при работе с малым бизнесом существенно не снижаются, так как проверка операций по счетам на предмет законности (комплаенс) необходима в любом случае, а риск юридической ответственности за невыполнение требований по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма в данном случае велик.
Банки вынуждены снижать издержки, поднимая плату за снятие наличных денежных средств, и в целом ситуация приводит к тому, что у субъектов малого и среднего предпринимательства возникают трудности с открытием и обслуживанием счетов. По оценке бизнес-объединений, новые требования к комплаенсу для банков привели к приостановке более 500 тысяч операций по счетам предпринимателей. Кроме того, в ряде случаев банки фактически дублируют функции Федеральной налоговой службы (ФНС) по проверке контрагентов и операций по счетам, хотя при этом сотрудники кредитных учреждений не имеют доступа к необходимой информации.
«Ситуация с «черными списками» зашла в тупик. Сотни тысяч юрлиц и ИП, попавшие под подозрение, исключаются из хозяйственного оборота без шансов на оправдание. Наши предложения направлены на то, чтобы ситуацию изменить, чтобы проверка благонадежности клиентов банков была именно проверкой, а не казнью без суда и следствия», — прокомментировал меры по упрощению банковского контроля Титов.
Блокировать счета необязательно
Первое предложение — обеспечить возможность проверки подозрительных операций сотрудниками банков во взаимодействии с ФНС без приостановки операций и блокировки счетов. Проверка без приостановки действий по счету может проводиться до 3 раз в год в отношении операций на сумму до 5 миллионов рублей. Также предлагается проводить совместный с ФНС контроль за операциями с признаками уклонения от уплаты налогов без приостановки действий по счету клиента. Указанные меры позволят снизить затраты банка на необходимые процедуры проверки и в целом увеличат достоверность данных, а для добросовестного предпринимателя значительно снизят временные и финансовые затраты на доказывание своей добросовестности, считает бизнес-омбудсмен.
Еще одна мера — включение представителей уполномоченного по правам предпринимателей и крупнейших бизнес-объединений в механизм и процедуру работы межведомственной комиссии Центрального банка, которая рассматривает обращения клиентов финансовых организаций, в отношении которых принято решение о невозможности устранения оснований отказа от проведения операции или заключения договора банковского счета. По мнению Титова, данный шаг позволит подтверждать деловую репутацию предпринимателя и предоставлять экспертную оценку характера операций по счету исходя из экономической целесообразности и в связи с реальными бизнес-процессами в организации.
Уполномоченный считает, что уведомление об отказе от проведения операции или заключения договора банковского счета должно содержать подробное описание признаков, по которым действия клиента признаются подозрительными с точки зрения законодательства о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма. Кроме того, Титов предлагает установить персональную ответственность сотрудника кредитной организации за предвзятый отказ от проведения операции или заключения договора банковского счета, в том числе совершенный в корыстных целях.
Предложения бизнес-омбудсмена предполагают внесение изменений в ряд нормативно-правовых актов, включая методические рекомендации Центробанка, федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс об административных правонарушениях.