Врачи просят разрешить продажу вина хотя бы по рецептам: торговля спиртными напитками подверглась сильнейшему ужесточению, однако медики констатируют, что вино способствует и борьбе с холерой, и помогает в профилактических целях. Эпидемия заболевания приобрела угрожающие масштабы, Украина, например, закрыла границу с Россией, чтобы остановить распространение болезни. Между тем, по подсчетам врачей, ежедневное употребление стакана красного вина способно понизить процент заболеваемости холерой до 30 и даже 25 процентов.
РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 13 июля 1918 года*.
Вино и эпидемия
Каждый день статистика заболеваемости холерой приносит нам все более и более угрожающие цифры.
Нужны героические средства, чтобы локализовать пожар все развивающейся эпидемии. Мне хотелось бы в настоящей статье отметить значение вина, как профилактического мероприятия, так и мощного лекарственного средства, которым мы обладаем в борьбе с холерой.
Мне хотелось лишь указать на мои личные наблюдения, добытые мною и вывезенные из Галиции в холерную кампанию 1915 года (Подгайцы – Мужиловка), разразившуюся как среди местного населения, так и среди наших (и австрийских) солдат.
Правда, процент смертности этой холерной вспышки был не особенно велик 28-30 процентов (для холеры смертность в 50-60 проц. не редкость; так, например, даже в Германии, в Гамбурге, во время холерной эпидемии 1892 года, процент смертности равнялся 42,8), но процент заболеваемости был значителен.
Меры борьбы с холерой сводились тогда у нас только к одним угрозам, и, конечно, результата не достигли.
Принятая нашими дезинфекционными отрядами система сжигания повозок, на которых доставлялись больные в наши эпидемические (Красного Креста) отряды, привела лишь к тому, что местные крестьяне, из опасения потерять свое добро, утаивали больных и не доставляли их в лазареты.
Так, например, мне самому пришлось констатировать в одной халупе, из 2-х комнат, 8 случаев заболевания, последовавших одно за другим в течение полутора суток. Понятно, что при таких условиях, да и при полной беспомощности наших дезинфекционных отрядов, распространению холеры создавались весьма благоприятные условия.
Но как раз здесь выступило на сцену вино.
Отряд Красного Креста, явившийся в помощь нам и во спасение больных, привез с собой весьма значительное количество красного вина.
Среди заболевших нам удалось понизить смертность до 14-15 процентов, а в профилактическом отношении вино оказалось буквально чудодейственным.
Как известно, алкоголь вызывает усиленную секрецию желудочного сока, богатого соляной кислотой, т.е. именно того могучего естественного фактора, который является насильственным врагом vibrio cholerae asiaticae.
Подвести статистику без особых на то учреждений, конечно, нет никакой возможности, а в особенности в той обстановке, в какой работали мы, но все же я могу сказать, приблизительно, на основании имевшихся у нас данных, что путем ежедневной раздачи бесплатных обедов, населению, со стаканом вина, нам удалось понизить процент заболеваемости холерой до 30 и даже 25 процентов. Трудно, конечно, вдаваться здесь в строгую оценку полученных данных, но все же совершенно отрицать их нельзя.
Так вот спрашивается: неужели комиссариат здравоохранения, на ряду с якобы принимаемыми мерами, против быстро увеличивающейся эпидемии, памятуя о своем бессилии оказать существенное влияние на ход эпидемии (не вывезти же накопившиеся годами нечистоты в Петрограде в один день и не построить же за этот срок нового водопровода и т.д.), не разрешит, конечно не свободную продажу вина, а беспрепятственный отпуск таковых по рецептам врачей, и не только заболевшим, а и наиболее истощенным обывателям, которым это вино, помимо диетического значения: поднятие питания, укрепление расслабленного организма (что также имеет первенствующее значение с точки зрения сопротивления организма заболеванию), окажет неоценимую услугу, как мера профилактики, и может быть и спасет даже многих от гибели.
Об этом стоит подумать.
Врач П.
(Новый вечерний час)
Подготовил Евгений Новиков
*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены