МОСКВА, 17 июл - РАПСИ. Сложнее всего российским потребителям отстоять свои требования в судебном споре с банками и автопроизводителями, а проще всего – в сфере розничной торговли, к такому выводу пришли эксперты юридического онлайн-сервиса Pravoved.ru, которые с помощью созданного компанией робота-юриста проанализировали 200 тысяч судебных решений о спорах по защите прав потребителей за 5 лет.

Так, исследование показало, что 23% исков потребителей удовлетворяются полностью, 31% исков суд полностью отклоняет, а 46% исков удовлетворяется частично.

«Высокий процент частично удовлетворенных исков в сфере защиты прав потребителей связан с тем, что даже если суд незначительно изменит требования истца – уменьшит сумму морального вреда или судебных расходов, то иск будет удовлетворен только частично. Так происходит, если суд посчитает заявленную потребителем сумму компенсации завышенной», – поясняют эксперты Pravoved.ru.

Наибольшее число судебных споров у россиян в сфере защиты прав потребителей возникает с телекоммуникационными компаниями, которые оказывают услуги за абонентскую плату (23%). На втором месте по количеству рассмотренных судом дел – продажа транспортных средств и их обслуживание (15%). На третьем — иски в сфере торговли строительными материалами и ремонтных работ (13%).

«Вопросам защиты прав потребителей сейчас уделяется особое внимание. Одной из задач Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года является создание механизмов информирования и защиты интересов потребителей в сферах здоровья, питания, финансовых услуг и туризма. Pravoved.ru проанализировал решения суда в этих и других областях и пришел к выводу, что в спорах о розничной торговле (о продуктах питания, одежде) полностью или частично суд удовлетворяет 89% исков. Это самый высокий показатель в сравнении с другими сферами. В случаях с услугами связи, строительными и страховыми услугами полностью или частично удовлетворяется более 77% исков, в индустрии туризма – 74%, в сфере медицины и косметологии – 63%», — рассказали РАПСИ в пресс-службе.

На банковскую сферу приходится 12% рассмотренных в судах исков потребителей. При этом, в спорах с банками чаще всего выигрывают банки – в 70% случаев суд полностью отклоняет требования истцов. Как поясняют эксперты, высокий процент отказов суда по искам в этой сфере связан с тем, что потребители не всегда могут четко сформулировать свои требования, допускают ошибки в паспортных данных или адресах при направлении претензий в банки. В таких случаях банк не может установить, что их клиент и тот, кто написал претензию, — это один человек, поэтому претензия может остаться без рассмотрения. В связи с этим не стоит пренебрегать квалифицированной помощью юристов, это увеличит вероятность положительного решения и сэкономит время, советуют в компании.

«Защита потребителей выражается не только в усовершенствовании законодательной базы и методов борьбы с недобросовестными организациями в сфере торговли и услуг, но и в предоставлении прозрачной аналитической информации о судебной практике в этой сфере. Через наше исследование мы хотим показать, что в спорах между потребителями и организациями суд чаще всего встает на сторону первых. И чем больше людей будет знать о результатах судебных споров, тем активнее они будут защищать свои права и интересы», – прокомментировал результаты исследования основатель Pravoved.ru Валерий Мешков.