«Вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей преступнейшей из всех войн» обещает глава третья советской Конституции, которая посвящена вопросам внешней политики. В статье 4 закреплено право советской власти разорвать тайные договоры и закончить войну без аннексий и контрибуций, а также провозглашается «широкое братание с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой армий». А статья 6 основного закона приветствует политику Совета Народных Комиссаров, провозгласившего полную независимость Финляндии, начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 24 августа 1918 года*.


Конституция Советской Республики

Внешняя политика

3-я глава «декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» говорит о направлении внешней политики Советской Республики.

Здесь прежде всего выражается непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей преступнейшей из всех войн. Царская и буржуазная политика всегда проводилась втайне от народных масс, которым всегда подносилось готовое решение народной судьбы.

Одним из роковых решений, заготовленных в тиши дипломатических кабинетов, была мировая бойня, которая тянется уже пятый год, и которая пролила уже целые океаны крови, которая оставила миллионы сирот и вдов, которая уничтожила не только города и селения, но и целые страны.

Сам Вильгельм признал недавно, что в Германии не найдется ни одной семьи, из которой бойня не вырвала бы одного или нескольких членов. То же самое можно сказать и о нас, и о Франции, и об Италии и других странах.

Ясно, что тем путем, каким путем была устроена эта бойня, т. е. путем дипломатических тайных договоров, эта бойня окончена быть не может. Ее могут окончить лишь восставшие народы, для которых никакие тайные договоры существовать не могут и не должны.

И почин в этом отношении делает великая Российская революция, которая и ныне в своей конституции считает нужным порвать все тайные договоры и содействовать трудящимся всего мира установлению прочного демократического мира, который должен быть заключен между трудящимися воюющих стран.

В отношении же наций, входящих в состав Советской социалистической республики, конституция предоставляет рабочим и крестьянам каждой нации в отдельности принять самостоятельное решение, желают ли они войти в состав федерального правительства и если желают, то на каких основаниях. Нет принуждения, есть свобода воли, свобода выбора и свобода действий всех тех народов, которые волею судеб будут входить в состав Российской Федеративной Советской Республики.

Самодержавие и «коалиция»

Для того, чтобы каждому трудящемуся было возможно более ясно, что означает для него Советская власть, в чем заключается ее сущность, мы снова приведем параллель между той верховной властью, какая существовала прежде в России, и той, какая устанавливается Конституцией Советской республики. Мы процитируем полностью некоторые статьи прежних основных законов, на смену которым ныне пришли наши новые основные законы.

4-я статья старых основных законов говорит следующее: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть. Повиноваться власти его, не только за страх, но и за совесть сам Бог повелел».

7-я статья говорит: «Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с государственным советом и государственной думой».

8-я статья: «Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину основные законы могут подлежать пересмотру в государственной думе и государственном совете».

9-я статья: «Государь Император утверждает законы и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения».

12-я статья: «Государь Император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского государства».

13-я статья: «Государь Император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами».

14-я статья: «Государь Император есть державный вождь российской армии и флота».

17-я статья: «Государь Император назначает и увольняет председателя совета министров, министров и главнокомандующих отдельными частями».

Разъяснять смысл и значение приведенных статей излишне. До очевидности ясно, что недаром Николай Кровавый говорил всегда: «государство – это я». В одном лице этого ничтожного царька совмещалась вся власть над огромным государством. Ему предоставлено было распоряжаться жизнью и достоянием всех российских граждан, которые были, собственно, не гражданами, а лишь верноподданными.

Пусть не подумает читатель, что февральская революция на много изменила чем-нибудь эти основные законы. Как при царе, министры были совершенно безответственны, так и во время восьмимесячной коалиции. Как и при царе, когда государственная дума могла только говорить, но ее законы не имели силы, и перед думой министры не были ответственны, так и во времена Керенского был создан так называемый предпарламент, где речи лились рекой, но ни одно решение предпарламента не было обязательно для «коалиции», и ни один министр не имел никакой ответственности перед предпарламентом.

З. Леонтьев

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены