МОСКВА, 25 окт - РАПСИ. Соглашение об установлении административных границ между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия легитимно и не противоречит Конституции РФ и Конституции Ингушетии, считает юрист Яна Асафова.
В конце сентября глава Чечни Рамзан Кадыров и глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров подписали соглашение об установлении границы между субъектами. В начале октября законодательные собрания Чеченской и Ингушской республик одобрили региональные законы об утверждении данного соглашения.
"Эти акты стали первыми правовыми актами, разрешившими неопределенность, существовавшую между двумя самостоятельными субъектами в составе РФ", - сказала Асафова.
Однако, по словам юриста, легитимность принятых региональных актов необоснованно была поставлена под вопрос Конституционным Судом (КС) Республики Ингушетия. Так, КС указал, что законы об утверждении вышеуказанного соглашения могли быть приняты исключительно после проведения референдума. В обоснование своей позиции суд сослался на статью 111 Конституции республики, согласно которой образование, упразднение административно-территориальных образований, установление и изменение границ между ними, их наименование и переименование, другие вопросы административно-территориального устройства Ингушетии решаются в соответствии с федеральными законами и законами республики с учетом мнения населения соответствующей территории.
Как пояснила Асафова, федеральным законодательством прямо не определена процедура установления границ между субъектами РФ. Так, в части 2 статьи 10 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года указано, что границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 -13 данного документа, то есть с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов. Однако в части 3 этой же статьи документа отмечено, что при изменении границ между субъектами РФ требования статей 12 и 13 данного закона не применяются. В этом случае изменение границ муниципальных образований, преобразование муниципальных образований, их упразднение, связанные с изменением границ между субъектами РФ, осуществляются в порядке, установленном законами субъектов страны.
"Между тем, вывод КС является ошибочным, поскольку требование статьи 111 Конституции Республики Ингушетия об учете мнения населения соответствующей территории при установлении и изменении границ между административно-территориальными образованиями касается только тех случаев, когда речь идет о внутренних пространственных границах между населенными пунктами республики", - рассказала Асафова.
Более того, порядок учета мнения населения по указанным вопросам определен в Конституционном законе субъекта "О референдуме Республики Ингушетия" от 31 марта 1997 года, добавила юрист. И согласно документу, на референдум выносятся вопросы об изменении статуса, наименования республики, ее разделения или объединения с другими субъектами РФ, изменения ее территории или границ в соответствии с российским законодательством.
Однако, по словам эксперта, в данном случае речь не идет об изменении уже установленных территории или границы, поскольку после разделения Чечено-Ингушской АССР в 1992 году границы республик не были определены юридически до настоящего времени и Соглашением от 26 сентября 2018 года устанавливаются впервые.
"А поскольку между Чечней и Ингушетией не было закрепленной административной границы, следовательно, с юридической точки зрения не могла идти речь ни об изменении территории, ни об изменении границы, что лишь дополнительно подтверждает легитимность принятых законов об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой без проведения референдума", - заключила Асафова.