МОСКВА, 17 апр — РАПСИ. Какими законами регулируется процедура проведения голосования по поправкам к Конституции, кто занимается подготовкой общественных наблюдателей и где пройти обучение, рассказали эксперты Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) в рамках вебинара.

«Поправки могли бы сразу вступить в силу после всей процедуры, которая была пройдена: утверждение Госдумой, Советом Федерации и законодательными собраниями 2/3 субъектов РФ и подписание президентом. Но у главы государства изначально была позиция, что должно быть проведено всероссийское голосование. Заметьте, такой формы всенародного волеизъявления не было, поэтому специально в ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» статья 1 посвящена самим поправкам, а вот статья 2 — процедуре всероссийского голосования, которая сразу вступила в силу, на ее основании мы и будем проводить голосование», — сказал член рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию, ректор МГЮА имени О.Е. Кутафина Виктор Блажеев.

По его мнению, конституционная реформа в России назрела давно. «Это правильный и закономерный процесс. Мы понимаем, в какой обстановке, экономической и политической ситуации Конституция принималась в 1993 году (жёсткое противостояние между ветвями власти). Сегодня ситуация совершенно другая, что требует изменения всех позиций», — пояснил он.

Блажеев также подчеркнул, что Центральная избирательная комиссия (ЦИК) не ведет агитацию, как считают некоторые представители общества, а проводит информирование граждан о тех или иных поправках. «ЦИК не говорит, как проголосовать — за или против, — а агитирует только за то, чтобы граждане сделали свой выбор. С точки зрения подачи материала, ролики — широкое информирование граждан о поправках», — сказал он.

В свою очередь, исполнительный директор Ассоциации НОМ, председатель движения «Корпус «За чистые выборы» Алёна Булгакова рассказала о правовом регулировании организации и проведения голосования. «До 27 марта у нас организовалась и велась подготовка в соответствии с постановлениями ЦИК, которые утвердили порядок и инструкции проведения тех или иных действий. Затем в связи с эпидемиологической ситуацией было принято постановление о приостановлении этих действий», — сказала она.

Булгакова добавила, что при проведении и организации голосования на участках могут присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, работники их аппарата, наблюдатели и представители СМИ. «Совет Общественной палаты РФ 23 марта принял положение о порядке приема предложений о кандидатурах для назначения наблюдателями, назначения наблюдателей за проведением общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, подсчетом голосов участников голосования и установлением его итогов. Этот документ будет полностью регулировать процедуру: от направления документов от кандидатов в наблюдатели от граждан, общественных объединений или политических партий до момента работы их на участках для голосования», — уточнила эксперт, добавив, что, согласно этому положению, за подготовку общественных наблюдателей отвечает именно ОП РФ.

Ранее Общественная палата (ОП) РФ презентовала стандарт наблюдения при проведении общероссийского голосования, который регламентирует процесс контроля до дня голосования (28 пунктов) и в день его проведения (58 пунктов). На данный момент подано более 37 тысяч заявок в наблюдатели от граждан и более 40 тысяч — от общественных организаций и политических партий.

Председатель комиссии СПЧ по избирательным правам, председатель НОМ Александр Точенов отметил, что сегодня цель Ассоциации – это соблюдение прав граждан в период подготовки и проведения голосования общероссийского голосования. «Ассоциация занимается обеспечение законности и прозрачности электоральных процессов в России, сегодня — это голосование по поправкам в Конституцию страны. Одним из важнейших инструментов нашей деятельности является интерактивная информационная платформа - NOM24.ru, на которой функционирует система обучения общественных наблюдателей и представителей экспертного сообщества. На сайте уже сейчас доступна методическая памятка, включающая в себя всю информацию о правовых основах общероссийского голосования и особенностях общественного наблюдения в период его проведения», — рассказал председатель Ассоциации НОМ.