МОСКВА, 12 мая — РАПСИ. Центр стратегических разработок (ЦСР) в ходе онлайн-конференции рассказал, как изменился образ жизни россиян на фоне распространения коронавируса и девальвации рубля.
Были представлены данные опроса населения, в котором приняли участие более 3 тысяч человек. Большинство россиян (около 66%), согласно опросу, отметили, что за последний месяц их образ жизни изменился в худшую сторону. Чаще на это указывают жители Москвы, владельцы собственного бизнеса, а также те, кто сдает в аренду помещения или имущество.
«Но есть и те, кто говорят, что их образ жизни изменился в лучшую сторону – таких 11%. Прежде всего - это студенты и учащиеся», - рассказала директор центра социально-экономических исследований (ЦСЭИ) ЦСР Лора Накорякова.
Согласно опросу, сегодня только 50% россиян считают, что ситуация в скором времени изменится в лучшую сторону, а вот 26% опрошенных думают, что она будет только ухудшаться.
«Каждый второй россиян сообщил о том, что отныне вынужден экономить на тех товарах и услугах, на которых ранее не экономил», - сказала глава ЦСЭИ, отметив, что согласно оценкам экспертов ЦСР «роста потребительского спроса до конца 2020 года не ожидается». Кроме того, об уменьшении доходов сообщили 58% опрошенных, 5% участников опроса рассказали, что практически полностью лишены доходов, а 20% россиян на сегодняшний день не имеют финансовый подушки безопасности.
В другом еженедельном отчете ЦСР о состоянии деловой среды в России, представленном 3 мая, говорилось о том, что абсолютное большинство компаний ожидает снижения операционной прибыли, численности сотрудников, а также спроса на продукцию и услуги.
Проведенный опрос также показал, что почти каждая третья компания оценивает для себя риск банкротства на высоком уровне. «Первыми в риск-зоне оказались даже не компании из сферы торговли и услуг, а финансовый сектор, а также транспорт, недвижимость и строительство», - отметила Накорякова. 79% опрошенных компаний считают, что им придется сокращать штат в 2020 году, добавила эксперт.
С начала марта ЦСР проводит регулярные исследования общественных настроений и бизнес-климата в России на фоне пандемии коронавируса COVID-19, девальвации рубля и снижения цен на нефть.