Председатель Следственного комитета (СК) РФ Александр Бастрыкин раскрыл информацию о результатах работы своего ведомства в этом году. Он рассказал о самых громких и важных расследованиях последнего времени, об актуальных проблемах и их решении следственными органами.


Глава СК РФ Александр Бастрыкин в интервью «Российской газете» рассказал о новых тенденциях в работе следствия и подвел промежуточные итоги первого полугодия 2020 года. 

По предоставленным им данным, за пять месяцев текущего года зарегистрировано 832 тысячи 377 преступлений, что на 0,4% меньше прошлого года. В суды направлено 40 тысяч уголовных дел, по которым проходит 44 тысячи обвиняемых. При этом число дел, переданных в суд с ходатайством о назначении обвиняемому судебного штрафа, увеличилось на 17% — отметим, что это прямое свидетельство гуманизации наказания.

В этом году удалось заметно уменьшить масштабы насильственной преступности. Так, на 2,2% сократилось число убийств и на 7,6% уменьшилось количество фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевших.

«Особое внимание уделялось профилактике преступности. По 43 тысячам уголовных дел установлены причины и условия, которые привели к совершению преступлений, и внесены представления об их устранении. К дисциплинарной ответственности по ним привлечено свыше 14 тысяч должностных лиц», — сообщил председатель СК РФ.

В этот же период удалось раскрыть более 3,6 тысячи преступлений прошлых лет, в том числе 399 убийств, 263 преступления против половой свободы и неприкосновенности личности, что особенно актуально в связи с новыми этическими запросами общества. 

«При расследовании таких преступлений мы активно используем уникальные экспертные технологии. В их числе — ДНК-скрининг проверяемых лиц, информационно-аналитические исследования электронных баз данных автотранспорта и операторов сотовой связи», — рассказал Бастрыкин.

Самые опасные преступления

В числе наиболее опасных преступлений, на решении важнейших задач по борьбе с которыми сосредоточена деятельность следователей, Бастрыкин выделил должностные злоупотребления и коррупцию, в том числе в оборонно-промышленном комплексе страны, преступления экстремистской направленности, терроризм. Также больше внимание СК РФ сейчас уделяет оперативному пресечению преступных деяний, нарушающих права и интересы несовершеннолетних, трудовые права граждан.

При этом одними из наиболее опасных для государства в настоящий момент председатель СК РФ назвал преступления в экономической сфере. 

В качестве иллюстрации серьезной угрозы для российской экономики и общества, которую следователям удалось раскрыть и пресечь, Бастрыкин привел противоправную активность вокруг ПАО «Тольяттиазот» (ТОАЗ). 

Глава СК РФ отметил, что на ТОАЗе «на протяжении двух десятков лет совершались крупные хищения активов предприятия, а денежные средства выводились за рубеж, что представляло угрозу экономической деятельности». Было выявлено системно структурированное преступное сообщество, действовавшее с 1997 по 2018 годы. В его состав входили руководители предприятия и иные лица, в том числе иностранцы.

«Каждое звено специализировалось на каком-либо лицензируемом виде деятельности, будь то банковская, юридическая, регистрационная или оценочная деятельность. Все это помогало реализовывать преступные схемы и значительно усложняло раскрытие преступлений. На данный момент расследуется ряд эпизодов, по которым установлен общий ущерб на 50 миллиардов рублей, кроме того, установлен факт уклонения от уплаты налогов на сумму один миллиард рублей. Следствием установлена причастность к этим преступлениям 15 человек», — рассказал Бастрыкин.

РАПСИ подробно освещает этот процесс. Напомним, расследование уголовного дела против руководства и мажоритарных акционеров ТОАЗа, входящего в мировую десятку лидеров по производству аммиака, является одним из самых продолжительных расследований преступлений в экономической сфере в России. Дело было возбуждено в декабре 2012 года.

5 июля 2019 года совладельцы «Тольяттиазота» Владимир и Сергей Махлаи, их швейцарский партнер Андреас Циви и другие обвиняемые были приговорены к 8-9 годам колонии общего режима по обвинению в мошенничестве, совершенном организованной группой, в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК РФ). Поскольку подсудимые находятся за рубежом, приговор был вынесен заочно.

Пресечение ущерба государству

Бастрыкин в интервью рассказал, что следствием наложен арест на имущество обвиняемых, в том числе похищенные активы предприятия, а также денежные средства. «Например, у одного из фигурантов уголовного дела арестовано около 300 земельных участков в Самарской области стоимостью около миллиарда рублей», — сказал глава СК РФ.

Почему именно это дело было выбрано Бастрыкиным в качестве иллюстрации особой опасности для государственных интересов становится понятно, если вспомнить хотя бы два эпизода из многотомного дела. 

Например, в период с 2009 по 2012 годы одна лишь турецкая компания Yildiz Entegre Agac Sanaye Ve Tigaret A.S. приобрела у компании «Нитрохем» 11,5 тонны аммиака по цене 282 доллара за тонну. ТОАЗ же получил за нее от швейцарского посредника 171 доллар за тонну. Таким образом, торговая маржа составила свыше 64% при том, что в отрасли минеральных удобрений и химии она редко превышает 5,5% и в среднем по миру держится в районе 3%. 

Это лишь один пример из мошеннической схемы, по которой «Тольяттиазот» продавал аммиак и карбамид по заниженной стоимости зарубежным партнерам через компании Циви – Ameropa и Nitrochem Distribution AG. Нанесенный предприятию ущерб на тот момент оценивался в 550 миллионов долларов.

Стоит также отметить и еще один, более очевидный, факт нанесения ущерба государству Махлаями. Путем занижения налогооблагаемой базы при проведении незаконных сделок ими, согласно вступившим в силу решениям арбитражных судов, с 2008 по 2012 годы общая сумма недоплаченных предприятием налогов составила 2,5 миллиарда рублей.

Помимо финансового ущерба государству руководство ТОАЗ пыталось оказывать коррупционное воздействие на государственные институты (что Бастрыкин включает в число наиболее опасных преступлений). Об одном из них в интервью рассказал председатель СК РФ. 

Бывший глава правления «Тольяттихимбанка» Александр Попов в 2015 году предпринял попытку дать через посредников взятку судье Верховного суда, чтобы отменить решение арбитражных судов, признавших законными требования налоговой службы к ТОАЗ о недоимке по налогам.

«Действовал он по указанию Сергея Махлая. Противоправные действия Попова были пресечены сотрудниками правоохранительных органов. Ему предъявлено обвинение в покушении на дачу взятки в размере не менее 1,2 млн долларов. В ближайшее время материалы уголовного дела будут представлены обвиняемому и его защитнику для ознакомления», — рассказал Бастрыкин.

Оптимизация внутриведомственных и международных контактов

Одной из отличительных особенностей судебного процесса по делу ТОАЗ стала его продолжительность, которая может претендовать на рекордные показатели. Эксперты отмечают, что тактика преднамеренного затягивания процесса была избрана защитой с самого начала. В частности, адвокаты подсудимых постоянно заявляли претензии и ходатайства, а незадолго до завершения процесса один из защитников вдруг потребовал вызвать в суд около десяти иностранных граждан. 

Следует отметить, что изменения в работе следственных органов, произошедшие за предыдущие полгода, могли бы послужить превентивной мерой для затягивания следствия, если бы в отношении него применялись аналогичные методы воздействия. Никаких проблем с организацией онлайн-общения с иностранными гражданами сегодня возникнуть уже не может.

«Мы постоянно совершенствуем работу и улучшаем систему управления. В некотором роде коронавирус способствовал тому, что мы стали использовать более эффективный формат совещаний. Еженедельно при помощи видео-конференц-связи проводим совещания со всеми руководителями территориальных следственных органов. Также практикуем личные приемы граждан онлайн», — рассказал Бастрыкин. 

Таким образом, за последние месяцы в СК РФ было проведено много мероприятий по цифровизации работы, в т.ч. упрощению онлайн-коммуникации, что способствует улучшению качества и оперативности работы. В перспективе подобные новации способны упростить и повысить эффективность коммуникации с зарубежными контактами. 

Это задача исключительно важна в связи с потребностью организации совместного расследования и экстрадиции обвиняемых, укрывшихся за границей, а также возвращения похищенного ими имущества. «Есть много примеров, когда нам удавалось вернуть не только фигурантов уголовных дел, как, например, Алексея Кузнецова, но и возместить ущерб», — заметил в этой связи Бастрыкин. 

Также в качестве примера глава СК РФ привел расследование уголовного дела в отношении братьев Алексея и Дмитрия Ананьевых. Обвиняемые в хищении путем растраты более 87 миллиардов рублей, принадлежащих ПАО «Промсвязьбанк», вывели вверенные им денежные средства из финансового оборота страны в кипрские компании (более 57,3 миллиарда рублей и более 500 миллионов долларов).

В настоящий момент большая часть соучастников банкиров Ананьевых установлена. Интерпол России содействует решению вопроса по их выдаче для уголовного преследования в нашей стране. «При взаимодействии с ФСБ, МВД, Росфинмониторингом установлено имущество братьев Ананьевых, на которое уже наложен арест. Возмещение потерпевшей стороне причиненного ущерба в настоящее время составляет более 15 % от суммы похищенного», — рассказал Бастрыкин.

При этом в иностранных государствах найдено имущество обвиняемых на сумму более 10 миллиардов рублей. В настоящий момент ведется работа по организации его ареста. 

В целом, благодаря работе СК РФ только в первом квартале 2020 года удалось возместить государству и потерпевшим более 12 миллиардов рублей. Арестовано имущество обвиняемых на сумму более 10,5 миллиарда рублей. К уголовной ответственности привлечено 98 лиц, обладающих особым правовым статусом, отметил Бастрыкин.