МОСКВА, 17 фев — РАПСИ. Международное вмешательство в дела другого государства, тем более по «надуманным политическим прецедентам», недопустимо, считает член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Галина Осокина.

В среду Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в своём решении потребовал немедленно освободить Алексея Навального, которому заменили условный срок на реальный по делу о хищении у «Ив Роше». Накануне в Минюсте РФ заявили, что Россия не сможет освободить Навального в рамках обеспечительных мер по требованию ЕС. Это будет «необоснованным и грубым» вмешательством в работу судебной системы суверенного государства, подчеркнули в министерстве.

«Минюст России уже исчерпывающе прокомментировал такого рода инициативу. Россия действительно подписала Конвенцию о защите прав человека. Однако, никакие «обеспечительные меры» ею не предусмотрены. ЕСПЧ пытается принять их, лишь исходя из своего собственного регламента. Очевидно, что ни о какой обязательности такого рода «документа» для других стран не идет», — отметила эксперт.

Осокина напомнила, что законодательство любого государства имеет свои особенности и приоритеты и международное вмешательство в дела другого государства, тем более по надуманным политическим прецедентам, недопустимо. Суверенитет и независимость Российской Федерации как государства закреплены в статье 79 Конституции, в действующей редакции на 2020 год. Также в части 1 статьи 17 Конституции определено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Так, Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами РФ, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в России. Решения, в том числе и ЕСПЧ, признанные Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.

«Как показывает практика жалоб по уголовным и гражданским делам ЕСПЧ, срок их рассмотрения достаточно длительный, иногда они рассматриваются годами. Не говоря уже о том, что порой по ним принимаются политизированные решения, а не те, которые обеспечивают соблюдение прав человека. Сейчас же Запад, по сути, действуя через ЕСПЧ, просто требует от России немедленно освободить Навального, даже не рассматривая дело по существу, в качестве так называемой «обеспечительной меры», — сказала Осокина.

Она подчеркнула, что вмешательство в судебную систему другого государства на политическом уровне недопустимо.

«Что касается уголовного дела в отношении осужденного в 2017 году Алексея Навального. Условное осуждение давало ему право переосмыслить свои противозаконные действия, встать на путь исправления. Согласно действующему в Российской Федерации законодательству (статье 76 УК РФ), он был осведомлен о том, что несоблюдение определенных требований закона (являться на регистрацию, не покидать без согласования места жительства, не совершать противоправных действий и т.д.) повлечет за собой отмену условного осуждения и направления его в места лишения свободы для отбывания наказания. Когда Навальный несколько раз нарушил возложенные на него обязанности, обязательные для соблюдения в период испытательного срока, ему было вынесено предупреждение, он и его проигнорировал. Судом на законных основаниях было принято решение об отмене условного осуждения и направлении Навального для отбывания наказания, с учетом срока нахождения под домашним арестом», — заключила эксперт.