МОСКВА, 16 мар — РАПСИ. Предположительно к 2022 году под управлением роботов-консультантов будут находиться активы стоимостью более 4,6 триллиона долларов - и уже на данный момент автоматизированные советники управляют активами на 990 миллионов долларов.

Такие данные привел РАПСИ преподаватель кафедры гражданского права Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель направления «Правовое развитие» ЦСР Максим Башкатов.

Ключевым для оптимизации регулирования продуктов в сфере инвестиционного консультирования (к которому в т.ч. относится робоэдвайзинг) является понимание того, откуда потребитель берёт информацию, и насколько качество данных обеспечивает осведомлённость для принятия решений на финансовых рынках. Автоматизация инвестиционных советников позволяет «укоренить» инвестиционные стратегии в объективированных алгоритмах извлечения и обработки данных. Вместе с тем, автоматизация – очевидное масштабируемое решение для персонализации финансовых услуг и продуктов, рассказал эксперт.

Он напомнил, что 1 октября 2021 года вступит в силу положение Банка России №714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг». К обязательной для раскрытия информации среди прочего отнесены образцы договоров, предлагаемые профессиональным участником рынка ценных бумаг своим клиентам при предоставлении им услуг (при наличии). Соответствующая информация подлежит размещению на официальном сайте профессионального участника рынка ценных бумаг.

Приоритетная задача регулятора – обеспечить для потребителя возможность самостоятельно ознакомиться с информацией и принять взвешенное решение на её основании. «Однако верно, что на практике потребитель может не обладать достаточным уровнем знаний для оценки характеристик продукта и соответствующих рисков. Так на первый план выходит запрос на персонализацию и упрощение пользовательских интерфейсов», — заметил Башкатов.

В 2018 году Банк России признал, что искусственный интеллект и роботизация относятся к наиболее перспективным финансовым технологиям. Был принят важный для отрасли документ – «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020 год». В нём Банк России отнёс робоэдвайзинг к ключевым трендам модернизации финансовых услуг и конкретно – инструментов управления капиталом. В этом же году был запущен проект регулятивной песочницы ЦБ РФ, предлагающей благоприятные для инновационных проектов условия. Появилась возможность апробации инновационных финансовых технологий и сервисов. Эксперт напомнил, что автоматизация инвестиционных советников была отнесена к списку приоритетных финансовых технологий для пилотирования на регулятивной площадке.

Кроме того, в период с 2018 по 2020 год был разработан комплексный регуляторный ландшафт для инвестиционного консультирования. «Банк России провозгласил, что автоматизация и алгоритмизация позволяют существенно снизить транзакционные расходы консультантов за счёт лучшей обработки данных при получении профиля клиента, сократить расходы на поддержание сети подразделений и оптимизировать тарифы за счёт сетевых эффектов платформы (робот-советник), вовлекая широкий круг заинтересованных инвесторов. Примечательно, что масштабирование технологий за счёт алгоритмов позволило сформировать более точное представление о целевой аудитории, что повлияло на предлагаемый продукт», — считает эксперт.

При этом запрос целевой аудитории определяет и формат консультирования. Автоматизированные решения нацелены на массового потребителя и подходят для базовых рекомендаций – в частности, управления портфелем в режиме онлайн. Роботы определяют риск-профиль клиента и формируют базовые стратегии, удовлетворяя имплицитные потребности клиента в безопасности, доступности и разнообразии финансовых инструментов. Впоследствии – отмечает ЦБ РФ – развитие робоэдвайзинга с применением машинного обучения и искусственного интеллекта позволит инвестиционным советникам определять профиль потребителя для формирования индивидуальных рекомендаций.

С позиции Банка России, автоматизация потребует повышенного внимания к фундаментальным вопросам. Однако по мнению Башкатова, не все соответствующие риски можно устранить законодательно. Необходимо информировать и обучать пользователя, а для деятельности инвестиционных советников разработать эффективную регуляторную рамку, заметил он.

Интересный зарубежный опыт

Как заметил Башкатов, тренд на развитие инфраструктуры для внедрения автоматизированных инвестиционных советников актуален для зарубежных юрисдикций – в некоторых странах регулирование уже существует.

Например, в США законодательство о рынках ценных бумаг применимо к ПО для инвестиционного консультирования – автоматизированные инвестиционные советники должны быть зарегистрированы в Комиссии США по биржам и ценным бумагам (US Securities and Exchange Commission). К автоматизированным инвестиционным советникам применяются положения Акта об инвестиционных советниках 1940 года (Investment Advisers Act of 1940). В 2017 году Комиссия США по биржам и ценным бумагам выпустила руководящие указания в отношении автоматизированных инвестиционных советников. Документ устанавливает обязанности по раскрытию информации в понятном для пользователя виде, подчёркивает доверительный характер консультационной деятельности, необходимость разработки эффективных программ для минимизации рисков ПО.

Судебная практика поддерживает подход, согласно которому обязанности инвестиционных советников носят фидуциарный характер. Кроме того, большая часть сервисов входит в списки саморегулируемых организаций. Лучшие практики в отношений требований к ПО систематизированы Службой регулирования отрасли финансовых услуг (Financial Industry Regulatory Authority). Например, к ним относится наличие в интерфейсе ПО возможности обеспечить информированное согласие пользователя на автоматизацию услуги по автоматической ребалансировке портфеля.

Активную позицию в отношений автоматизированных инвестиционных советников занимает Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании (Financial Conduct Authority, FCA). Автоматизация не влияет на суть оказываемой консультационной услуги, поскольку является способом, или методом консультирования.

Законодательство о противодействии легализации доходов, требования MiFID применяются к автоматизированному сегменту рынка в полном объёме. В 2016 году в структуре FCA было создано специальное консультативное ведомство (Advice Unit), осуществляющее оценку автоматизированных сервисов на предмет соответствия регулированию. По состоянию на декабрь 2020 года, из 137 заявок инновационных компаний 65 заявок были приняты.

Более строгий подход к правовому режиму автоматизированных советников практикует регулятор в Китае. Функционал инвестиционных советников ограничен портфельными рекомендациями – программы не могут принять инвестиционное решение от имени клиента. В 2018 году Комиссия по ценным бумагам и регулированию Китая (China Securities and Regulatory Commission) впервые определила понятие «робота-консультанта» и приравняла правовой режим ПО к статусу инвестиционного советника. Установлены требования к квалификации роботов-консультантов.

В октябре 2019 года эта комиссия запустила пилотный проект по консультированию участников паевых инвестиционных фондов, который позволяет управляющим фондов предоставлять индивидуальные инвестиционные консультации с осуществлением дискреционного контроля над инвестиционными портфелями клиентов. Таким образом, был сделан шаг к расширению полномочий инвестиционных советников. Также в 2019 году правительство Китая обозначило вектор на развитие инструментов цифровой экономики с применением машинного обучения и искусственного интеллекта, сообщил эксперт.