МОСКВА, 9 фев - РАПСИ. Защита персональных данных россиян является одной из первостепенных задач властей в условиях динамичной цифровизации и перехода многих жизненных процессов в онлайн-формат, считает эксперт-юрист Федерального государственного унитарного предприятия Главного радиочастотного центра (ФГУП ГРЧЦ) Денис Садовников.

«Защита персональных данных — это не столько защита самой информации, уж точно не техническая защита, сколько защита прав субъектов персональных данных. Потому что все вот это законодательство, вся эта система правовой защиты, она придумана не для того, чтобы защищать интеллектуальную собственность или данные компании, а для того, чтобы защищать права человека на самом деле. И в ряде случаев сама по себе обработка персональных данных, хранение персональных данных, которая тоже представляет собой разновидность обработки, представляет собой нарушение прав субъекта персональных данных или создает угрозу для такого нарушения», – сказал Садовников.

Тем не менее, считают эксперты, одних лишь усилий регуляторов для защиты россиян в сети не всегда бывает достаточно, необходима осознанность со стороны самих пользователей: понимание, что персональные данные – это серьезный инструмент, который может использоваться для манипуляции. «С точки зрения защиты граждан, что можно сделать прямо сейчас: гражданам надо объяснять, потому что очень низкий уровень понимания. Люди не понимают, что ими как-то пытаются манипулировать. Очень хорошую работу здесь ведет ЦБ, они создали методичку по финансовому мошенничеству, эти курсы читаются много где. Эту практику надо расширять, делать социальные проекты для пожилых и других уязвимых категорий граждан, которые непосредственно очень мало соприкасаются с ИТ», — подчеркнула президент группы компаний InfoWatch, председатель правления АРПП «Отечественный софт» Наталья Касперская.

По мнению экспертов, немаловажный аспект манипуляций пользовательскими данными – это их сбор и использование рекомендательными алгоритмами онлайн-платформ при отсутствии прозрачности обработки информации и принципов работы таких механизмов.

Директор по развитию медиа Rambler&Co Владимир Тодоров считает, что механизм попадания в рекомендации фейкового сообщения или поста, содержащего деструктивный контент, не так сложен. По его мнению, алгоритмы не анализируют публикации, их задача – максимально вовлечь пользователя. Если фейк обеспечивает десятикратно большее внимания со стороны аудитории по сравнению с обычным постом, то сервис будет продвигать именно его. Эксперт уверен, что именно рекомендательные алгоритмы являются прямыми, а не косвенными виновниками эпидемии фейковых новостей и любого вирусного контента. В дополнение к этому руководство платформ усиленно скрывает, какую именно информацию они собирают и как используют. «Как работает алгоритм Facebook? Как работает алгоритм Instagram? А как работает алгоритм ТikTok? Мы неформально знаем, что чем больше досмотр, чем лучше посмотрят пять раз, тем выше будет ранжироваться именно это видео. А как следующий? Мы не знаем. Ни одна компания не раскрывает эти данные и не собирается этого делать. Но при этом мы понимаем, какая у алгоритмов цель. Цель очень простая: максимальное вовлечение, потому что на самом деле сегодня Facebook конкурирует с YouTube, Instagram конкурирует с ТikTok, все конкурируют друг с другом за самое главное — за пользовательское внимание», – подчеркивает Тодоров.

Эксперты отмечают, что проблема регулирования рекомендательных алгоритмов сегодня остро стоит не только для России, но и для многих иностранных государств.

«Прошел год, риски все те же и ни одна из соцсетей не сделала никаких шагов, чтобы обеспечить прозрачность рекомендательных алгоритмов. Facebook обещал внедрить кнопку отключения, но это так и осталось обещанием, компания увлеклась ребрендингом и метавселенной и забыла про свои обещания. YouTube выпустил пространное эссе, где они писали, что рекомендательные алгоритмы учитывают миллионы факторов и предоставить вам прозрачность и открытую информацию — это очень сложно, и нужно поверить им на слово. В своих опасениях мы не одиноки, в последнее время и в парламентах США и ЕС активно обсуждают регулирование рекомендательных систем. Более того, ЕС затрагивает эту тему в проекте законодательного акта о цифровых рынках. Дальше всех пошел Китай, который уже не просто подготовил некоторые требования, они их уже практически внедрили. На мой взгляд, некоторые требования к рекомендательным системам и рекламному таргетингу избыточны: например, чтобы рекомендации способствовали продвижению определенных политических ценностей. Но определенных рациональных требований там их много, и мы внимательно наблюдаем за опытом коллег из Китая», – комментирует ситуацию депутат Государственной Думы РФ, зампредседателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информтехнологиям и связи Антон Горелкин.

По мнению Тодорова, для эффективного решения проблемы необходимо предпринять три шага: обязать платформы раскрыть принципы работы их алгоритмов, усилить человеческую модерацию в каждой стране, в которой конкретный сервис работает, и добиться соблюдения бигтехом локальных законов. Однако, по мнению экспертов, на сознательный подход ИТ-корпораций в этом плане рассчитывать не приходится. 

«Государство не должно претендовать на интеллектуальную собственность, на вопросы коммерческой тайны, связанные с рекомендациями, нас не интересует, как с технически это устроено, нас интересует прозрачность, как это работает и предотвратить манипуляции, которые могут иметь место и, к сожалению, имеют место. В нашей стране ведется работа над законодательным актом, и он на пороге внесения, я намерен в ближайшее время обсудить его с группой по цифровому развитию партийного совета», – отметил Горелкин.

Основным моментом готовящегося документа является именно возможность отключения алгоритмов по желанию самого пользователя. «Люди должны сами решать, хотят ли они получать контент по выборы ИИ или предпочитают простой хронологический порядок. Сервис должен пояснить, как работает его рекомендательный алгоритм и гарантировать отсутствие несанкционированных вмешательств и манипуляций. Мы считаем, что государство не должно вмешиваться в работу рекомендательного алгоритма, но постоянный общественный контроль необходим. Эти правила должны распространяться в первую очередь на социальные сети и видеохостинги, как ресурсы, потенциально оказывающие большое влияние на общественное мнение», – прокомментировал один из авторов законопроекта Горелкин. 

Среди других положений готовящегося документа: обязанность сервисов продвигать и сопровождать продвигаемую рекомендательными системами в коммерческих целях информацию специальным информационным сообщением; обязанность выявлять и пресекать воздействие на рекомендательные системы, в результате чего нарушаются стандартные алгоритмы выдачи; необходимость размещения правил использования рекомендательных систем, которые должны быть прозрачными и понятными для общества.

«Цели законопроекта очевидны: гарантия прав граждан на доступ и получение информации, свободу выбора информации», - заключил Горелкин.