Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

В нынешнем виде милостыня перестала быть богоугодным делом, превратившись в один из источников дохода криминального мира. Правоохранительные органы ссылаются на пробелы в законодательстве, практически не препятствуя росту этой "раковой опухоли" правового поля страны. Масштаб преступлений участников бизнеса на милосердии ставит вопрос о введении штрафа для тех, кто подает ложным нищим.

Такой закон действовал во времена Петра I. Сумма штрафа была достаточно существенная – 5 рублей. Однако эта мера позволяла вести весьма успешную борьбу с нищими-самозванцами и их эксплуататорами.

Сегодня даже мэр Москвы признает, что в столице попрошайничество давно перешло из социальной проблемы в сферу предпринимательства. По словам Юрия Лужкова, попрошайки в столице "объединены в консорциумы и занимаются зарабатыванием для своих кукловодов, которые используют людей, имеющих увечья, в целях получения громадных денег".

Однако любая попытка выйти на организаторов работы попрошаек приводит, в лучшем случае, к аресту посредников. Чаще всего ими оказываются граждане СНГ, так что самое страшное, что им грозит – депортация на родину. Ни одной крупной фигуры "мафии паперти" за последние годы арестовано не было.

Сложилась постыдная для законодательной и исполнительной властей ситуация: попрошайничество радикально изменилось, превратившись в большой бизнес, а закон за этими изменениями не проследил. А силовые и правоохранительные органы игнорируют нарушения побирающимися нищими всех законов, позволяя им функционировать вне правового поля. 

В СССР попрошайничество рассматривалось как форма "паразитического образа жизни", и за него предусматривалась уголовная ответственность. В 1993 году 209-я статья Уголовного кодекса была отменена. С тех пор оштрафовать нищих на сумму от 100 до 500 рублей можно лишь по статье 3.8 Кодекса Москвы об административных правонарушениях – "за нарушение общественного порядка и навязчивое приставание к гражданам".

Таким образом, получается, что просящий подаяние в переходе или курсирующий по вагонам метро с ребенком на руках попрошайка для закона неуязвим. На самом деле, это не совсем так. Нищие и их "хозяева" нарушают множество других законов РФ. Соблюдение основных норм законодательства позволило бы в кратчайшие сроки очистить столицу и другие города России от попрошаек, что существенно снизило бы криминальный фон жизни общества.

Дети

Организаторы бизнеса на попрошайках основываются на нескольких простых закономерностях человеческой природы. Согласно законам биосоциальной мотивации, больше всего денег получают дети и матери с детьми. Попрошайки манипулируют инстинктом, который свойственен не только человеку, но и высшим приматам. Например, у шимпанзе принято делиться пищей с чужими детенышами.

Интересно, что согласно социологическим опросам, дающие подаяние люди не так наивны, как принято думать. Только треть опрошенных верит в то, что нищие нуждаются в помощи. Подает при этом каждый второй. Многие уверены, что на самом деле нищие — обманщики, но вид одетого в лохмотья ребенка или инвалида вынуждает их на непроизвольные жесты.

Подобная сентиментальность граждан приводит к страшным результатам. "Прибыльность" детей позволяет сразу нескольким попрошайкам, использовать в течение рабочего дня одного и того же ребенка. Им не мешает даже тот факт, что ребенок – весьма хрупкое существо, требующее постоянной заботы. Чтобы дети не капризничали, не плакали и не просили еды, их "усыпляют" - снотворным, алкоголем, наркотиками (например, димедролом).

Помимо этого, детей носят по душным вагонам метро, на сквозняках грязных переходов и вокзалов, по улицам в дождь и мороз – в тонкой одежде, в белье и пеленках, которые не меняют сутками. Это приводит к тяжелым хроническим болезням и гибели детей. Специалисты до сих пор помнят случай задержания "нищенки" с грудничком на станции "Текстильщики". Когда ими заинтересовалась милиция, выяснилось, что ребенок был мертв уже 14 часов. Аналогичная история произошла на станции "Выхино" - мать ушла на заработки, уморив ребенка голодом. Следователь, однако, вынес отказ в возбуждении уголовного дела.

Помимо статей за жестокое обращение с детьми, нанесение тяжелого вреда здоровью и убийство, для таких женщин написан единственный закон, карающий непосредственно за попрошайничество. Статья 151 УК РФ "Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий" наказывается "обязательными работами на срок от 180  до 240 часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет".

Однако, как утверждают сотрудники правоохранительных органов, чтобы привлечь женщину к ответственности по статье 151 УК РФ, ее нужно задержать трижды. Кроме того, по российским законам "вовлечь" можно только сознательного ребенка. Т.е. использование младенца вовлечением несовершеннолетних не считается. Поэтому большая часть попрошаек носит грудничков.

Высокий спрос на младенцев среди попрошаек приводит к чудовищным сделкам. Например, полтора года назад в Екатеринбурге шесть с половиной лет лишения свободы получила женщина, которая продала свою четырехмесячную дочь за 20 тысяч рублей. Покупательница планировала использовать ребенка для сбора подаяний.

Эксперты призывают вообще ни в коем случае не подавать деньги детям. Малолетние попрошайки либо работают на взрослых (часто средней руки "мафиози" или лиц цыганской национальности, которые контролируют этот рынок в Москве). Иногда маленьких попрошаек принуждают к такого рода заработку пьющие родители. Однако даже если деньги остаются в кармане ребенка, попрошайка обычно тратит их на наркотики, алкоголь или ацетоновый клей, который потом вдыхают.

Таким образом, подаяние детям можно приравнять к пособничеству детской наркомании. При желании помочь, лучше предложить ребенку еду, либо привлечь к нему внимание сотрудника правоохранительных органов. Скорее всего, это вызовет ответную агрессию, однако может спасти ребенку жизнь. В еще больше степени это касается женщин с грудными детьми. Практически каждая из них по факту – преступница.

Столичные власти неоднократно заявляли о намерении бороться с эксплуатацией детей попрошайками. Пять лет назад мэр Москвы Юрий Лужков даже подписал постановление о выдворении за пределы России иностранцев с несовершеннолетними детьми, занимающихся в столице бродяжничеством и попрошайничеством. Сообщалось, что под приют для незаконных мигрантов с детьми была переоборудована социальная гостиница "Канатчиково". Однако результатов реализации этого проекта замечено не было.

Животные

В срочном решении нуждается не только проблема "дети на паперти". Даже в тех местах, где просящих детей вовсе не встретишь на улицах города, нищие начинают активно демонстрировать нуждающихся в заботе домашних питомцев. Фактически они являются  суррогатом "детской схемы". Особенно это характерно для экономически развитых регионов, где люди испытывают чувство вины перед брошенными животными или другие комплексы, эксплуатируемые "защитниками природы".

Как отмечают сами участники этого криминального рынка, в последнее время в Москве собаки и другие животные приносят больше прибыли, чем дети. На приют или корм домашним питомцам подают даже те, кто имеет  хорошее представление о способах мошенничества попрошаек. Однако мало кто подозревает, что своими деньгами они не спасают собак и кошек, а подписывают им смертный приговор.

Естественно, ни с какими питомниками в подавляющем большинстве случаев попрошайки никоим образом не связаны. И создавать их на полученные деньги не собираются. Животные живут в ужасных условиях, поголовно болеют тяжелыми болезнями и достаточно быстро умирают.

Естественную убыль «питомцев» попрошайки компенсируют достаточно быстро. Типичная схема: объявление в газету "Из рук в руки" (или любой ее аналог) с предложением "пристроить животных" в хорошие руки. Мечтающие о достойной жизни для найденного пса или лишних котят платят посредникам от 100 до 1500 рублей "на корм", "пока не найдется новый хозяин".

После чего животное отправляется в подземный переход или метро зарабатывать новые деньги попрошайничеством. Таким образом, подобные "любители домашних питомцев" совершают двойное мошенничество. Однако ни одного случая привлечения их к ответственности в России до сих пор отмечено не было.

Самое трагичное, что граждане, которые действительно переживают за судьбу животного, бессильны перед мошенниками. Единственная возможность спасти собаку или кошку, попавшую в руки попрошаек, это выкупить их. Известен ряд случаев, когда полученные у "бродяг" животные умирали через несколько дней после сделки от тяжелых болезней. При этом статья "жестокое обращение с животными" в России почти не используется.

Инвалиды

Даже самые циничные граждане часто пасуют при виде некоторых инвалидов. Вид страшных увечий вынуждает людей смириться с мыслью, что их обманывают. Часто можно услышать оправдание: "их хотя бы бить не будут".

Действительно, многим профессиональным нищим установлена норма выручки ("дневник" - от слова "день"). Она представляет собой сумму, которую попрошайка должен ежедневно отдавать хозяевам. Иногда, заработанное сверх нормы, позволяется оставить себе.

Тем не менее, подаяние инвалидам обычно ведет к крайне негативным последствиям. "Дневник" для них повышается – как следствие больным людям приходится работать значительно больше. Прибыль, которую приносят своим хозяевам инвалиды, способствует и повышению спроса на них.

В итоге, инвалидов привозят из других регионов (несколько лет назад, например, пользовались популярностью прокаженные из среднеазиатских лепрозориев), а также "покупают" в интернатах. Начальство некоторых учреждений готово отдать безногого инвалида "на поруки" всего за 500 долларов.

В 2006 году в Москве была разоблачена деятельность преступной группы цыган, члены которой эксплуатировали инвалидов. Выходцы из республики Молдова контролировали около десятка попрошаек. По словам милиционеров, новые кадры цыгане искали в областях центральной России. Инвалидам обещали трудоустройство в Москве, уход и заботу.

В столице они жили впроголодь в съемной квартире по несколько человек в одной комнате. Работать инвалиды должны были каждый день. Для них была установлена "норма выработки" – 2,5 тысячи рублей в день. Эти деньги после смены попрошайка должен был сдать в кассу, в ином случае его избивали. Цыгане били инвалидов также за любую жалобу.

После проверки документов 19 задержанных цыган были отпущены. Двое организаторов бизнеса успели сбежать, забрав с собой кассу.
Впрочем, дома их может ждать более суровое наказание. Недавно в Молдове вступили в силу новые поправки в законодательство, ужесточающие меры наказания за организацию попрошайничества. Теперь этот вид незаконного бизнеса будет караться штрафом до 20 тысяч леев (почти 50 тысяч рублей)  или лишением свободы до пяти лет. Если же в целях  попрошайничества "рекрутируется" несколько человек, штраф увеличивается до 30 тысяч, а срок заключения – до семи лет. Интересно, что предусмотрен особый штраф для юридического лица, организующего бизнес на паперти.

Надо признать, что ужесточение контроля за интернатами также не станет решением проблемы. Известны случаи, когда при дефиците инвалидов, цыгане отлавливали бомжей, одурманивали их алкоголем и наркотиками, после чего искусственно превращали их  инвалидов, отрезая руки и ноги.

Осудить цыган и других организаторов бизнеса на попрошайках можно не только за торговлю людьми, принуждение к труду, издевательства над инвалидами, похищение людей и нанесение тяжелых телесных травм. Весьма распространен шантаж и угрозы в адрес инвалидов. Например, физически неполноценных матерей иногда принуждают нищенствовать, обещая в случае отказа выкрасть детей, отрезать им ноги и заставить попрошайничать вместо них.

Атака "мамочек" и гастарбайтеров

Наивно полагать, что решением проблемы могла бы стать активизация работы социальных служб. В Москве работает восемь учреждений социальной помощи первичного приема, рассчитанные на 1,5 тысячи мест. Однако очень редко бывают дни, когда они заполняются более чем на две трети.

Обычно, после задержания бездомных или просящих милостыню в метро, милиционеры вызывают службу "Социальный патруль", созданную при департаменте социальной защиты населения города. Специалисты этой службы могут подлечить нищих, помочь с оформлением документов и возвращением домой. Однако "Социальный патруль" не может забрать с собой бездомных и лиц, занимающихся попрошайничеством, без их согласия.

Случаи, когда побирающийся соглашается на такую безвозмездную помощь исключительно редки. Дело в том, что за каждым попрошайкой обычно следят т.н. "мамочки", которые забирают выручку, доставляют побирающихся к месту работы и отвозят их на ночлег. В обязанности "мамочек" входит также контроль за поведением "раба"-попрошайки, оценка ситуации и опасностей, которые грозят бизнесу.

Как только к их подопечному начинают проявлять чрезмерно активное внимание служители правопорядка, работники социальной службы, журналисты или просто прохожие, "мамочки" поднимают крик, пытаются увести попрошайку или вызванивают подмогу по мобильному.

В данном случае, милиционеры действительно ничем не могут помочь нищим: по закону, они могут только провести профилактическую беседу, максимум – выписать небольшой штраф, после чего отпустить попрошайку. У правоохранительных органов сегодня нет рычагов воздействия ни на побирающихся, ни на их "мамочек".  То же касается службы охраны: если человек, выпрашивающий деньги, не совершает каких-либо нарушений, охрана не может изолировать его от остальных граждан.

Есть ответственность только за приставание. Решение по этой статье принимается только Мировым судом, а штраф составляет до 800 рублей. Задержания по этой статье – единичны.

Интересно, что в последние месяцы все чаще обращаться в милицию стали сами попрошайки. Они теряют свои рабочие места под нажимом приезжих из стран СНГ. Обычно местные попрошайки объясняют прибывшему наряду милиции, что стражи порядка должны проверить у приезжих документы. А еще лучше - увезти гастарбайтеров в отделение.

По данным Управления милиции на Московском метрополитене на начало этого года, 63,67% занимающихся попрошайничеством - это граждане СНГ, 32,99% - жители российских регионов, 2,2% - Московской области и 1% - жители Москвы.

Начальник этого Управления генерал-майор милиции Николай Иванов рассказал, что в 2009 году в Москве было проведено 18 мероприятий под названиями "Нелегальный мигрант" и "Попрошайка - иностранец". Во время проведения данных мероприятий за совершение преступлений в столичном метро было задержано 24 иностранных гражданина и еще 818 привлечены к административной ответственности и оштрафованы на общую сумму 399 тысяч 930 рублей.

Пожалуй, в данном случае применение законов о незаконной миграции и регистрации в Москве выглядит наиболее оправданным.

Экспорт попрошаек

Эксплуатация попрошаек стала настолько успешным криминальным бизнесом в России, что в последнее время можно заметить тенденцию его экспансии в европейском направлении. Безнаказанность мафии, использующих инвалидов в качестве попрошаек в нашей стране, позволила им заняться экспортом российских калек за рубеж.

Наиболее востребованы в Западной Европе глухонемые выходцы из России. В туристических центрах, возле кафе, ресторанов, гостиниц они продают сувениры и другие безделушки по завышенным ценам, оправданием чему служит пояснение на листке бумаги, что продавец – глухонемой.

Несколько лет назад итальянская полиция арестовала шесть членов преступной группировки, состоящей из граждан России и Белоруссии. Они организовали визу нескольким командам глухонемых инвалидов. Часть из них приехали с туристическими целями, другие – под видом гуманитарных групп ("на оздоровление"). Все инвалиды стали нелегальными иммигрантами. "Бандиты" регулярно снабжали глухонемых торговцев товаром, а также забирали себе почти всю выручку, оставляя только минимум на пропитание. Организаторам бизнес на брелках давал около 15-20 тысяч долларов в месяц.

Справедливости ради стоить заметить, что экспорт инвалидов не является эксклюзивно русским изобретением. Например, в 2002 году полиция Испании, Франции и Италии арестовала в различных городах этих стран членов преступной группировки из Румынии, которые нелегально ввозили на юг Европы детей-инвалидов и больных стариков. Силой и угрозами их заставляли просить подаяние по 12 часов в сутки, оставляя на еду меньше 5 евро. Сами же преступники зарабатывали на каждом нищем в среднем до 7,5 тысяч евро в месяц.

Зарубежный опыт

Интересно, что в самой Европе, при этом, до сих пор не выработано однозначное отношение к «служащим паперти». В большинстве стран штрафом (в среднем – в 200–300 евро) карается только "активное" попрошайничество.

Власти Мюнхена в конце 2005 года запретили просить милостыню во всех пешеходных зонах города. Этому примеру последовала и Вена. А, например, в Гамбурге и Граце даже попытка ограничить места сбора милостыни вызвала яростные протесты ряда политиков и либеральной общественности. В итоге, все ограничилось распространением на нищих требования о заполнении налоговой декларации, если их "бизнес" дает доход, превышающий 7,6 тысяч евро в год.

Нестандартный взгляд на проблему продемонстрировали власти Флоренции. Они считают, что нищие, которые предпочитают просить милостыню, растянувшись на земле, представляют угрозу для пешеходов и существенное препятствие для транспорта. После того как, споткнувшись о нищего, упала и сильно ударилась слепая женщина, городская управа разработала новые нормы в отношении нищих. В частности, предлагается принять декрет о запрете просить милостыню, лежа или сидя на тротуаре или пешеходном переходе.

Надо заметить, что в Западной Европе основное беспокойство властей вызывают не сами нищие, как социальное явление, а организованный бизнес, который вынуждает попрошаек выходить на улицы и оставляет им обычно лишь около десятой части дохода.

Гораздо более суровые меры по борьбе с попрошайками применяют власти бедных стран. Например, в Народной Республике Бангладеш, которую Москва стремительно догоняет по числу побирающихся, в прошлом году вступил в силу строгий запрет на попрошайничество в общественных местах. Нарушителя могут посадить в тюрьму на три месяца. Правительство страны планирует полностью искоренить попрошайничество за пять лет.

Как помочь нуждающимся

Таким образом, у милиции достаточно инструментов для обуздания паразитирующей на милосердии «мафии». Только за использование рабов-попрошаек можно осудить на 10 лет тюрьмы. Почему почти никто не обращает внимания на действующие законы – отдельный разговор.

Однако гражданам вовсе не обязательно тратить всю энергию на критику МВД и законодателей. Достаточно проявлять гражданскую ответственность, обращать внимание служителей правопорядка на каждое нарушение и, наконец, просто перестать подавать попрошайкам. Тогда этот бизнес станет нерентабельным, и потребность во многих преступлениях попросту отпадет.

Альтернативным выходом для столичных властей могло бы стать заимствование американского опыта, успешно примененного в городе Атланта штата Джорджия. В пяти районах там установлены специальные автоматы для сбора средств в пользу бездомных. Новые установки по виду напоминают счетчики на парковках.

Установка этих автоматов станет частью кампании по борьбе с попрошайничеством, мошенничеством и нецелевым использованием средств, которые сердобольные прохожие отдают нищим.

Контейнеры для сбора средств нуждающимся в последнее время появились во многих супермаркетах и торговых центрах Москвы. Однако граждане по-прежнему предпочитают подавать мошенникам, нежели тем, кто действительно нуждается. По статистике, только десяти процентам нищих действительно необходима помощь. Их сложно заметить в городской суете. Они скромно стоят на обочинах, молча умоляют, молча голодают и также молча умирают.