Возможное вето американских властей на выдачу виз большой группе сотрудников российских правоохранительных и налоговых органов, судов и прокуратуры, якобы причастных к гибели в СИЗО юриста Сергея Магнитского, может осложнить российско-американские дипломатические отношения. С другой стороны, опыт последних лет показывает: отказ во въездных документах – едва ли не самая действенная мера, на которую могут пойти власти иностранного государства, чтобы хоть как-то призвать к порядку российских чиновников.  

 

Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ


С чадами и домочадцами

26 апреля стало известно, что сенатор от американского штата Мэриленд Бенджамин Кардин (возглавляет Хельсинкскую комиссию Конгресса США) в прошлую пятницу направил письмо на имя Госсекретаря Хиллари Клинтон с призывом немедленно отменить визы в США для целого ряда российских чиновников, сотрудников правоохранительных органов и судей.

Повод: по мнению конгрессмена, все упомянутые должностные лица "несут ответственность за применение пыток и смерть в следственном изоляторе в прошлом году Сергея Магнитского – российского юриста, противостоявшего коррупции и давшего свидетельские показания против этих чиновников". Американский сенатор убежден, что из-за множества аспектов этого дела его невозможно объективно расследовать в США. Поэтому единственное, что можно предпринять – наложить запрет въезда на американскую территорию "лицам, причастным к этому преступлению, а также членам их семей".

Перечень был составлен при помощи коллег и адвокатов Магнитского. Конгрессмен указывает, что те "представили Хельсинкской комиссии США список лиц, причастных к мошенническому хищению бюджетных средств в размере 5,4 миллиарда рублей (или $230 миллионов)".

В "черном списке" Кардина – ровно 60 фамилий. Первым номером в нем значится глава Следственного комитета (СК) при МВД РФ, заместитель Рашида Нургалиева Алексей Аничин. Можно с уверенностью утверждать, что с учетом родственников перечисленных в перечне сенатора чиновников, предложенные Кардином санкции должны коснуться как минимум ста российских граждан.

В своем обращении конгрессмен ссылается на Указ №7750 "Об отказе во въезде лицам, как иммигрантам так и неиммигрантам, вовлеченным в коррупцию или получающим от нее выгоду", подписанный американским президентом Джорджем Бушем-младшим 12 января 2004 года. Реализация этого документа – прерогатива Госдепартамента. Тот в настоящее время изучает рекомендации сенатора от Мэриленда. "Мы ценим работу комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе, председателем которой является Кардин. Мы очень серьезно относимся к вопросам прав человека, власти закона и коррупции", - сказал РИА Новости официальный представитель Госдепа Энди Лейни. При этом когда может быть вынесено решение и каким оно будет, Лейни не уточнил.

Любопытно, но в конце декабря прошлого года список предполагаемых виновников гибели Сергея Магнитского был намного короче. По данным российской Общественной комиссии по контролю за обеспечением прав заключенных (в ее состав входят, в частности, представители правозащитных организаций "Мемориал", "За права человека" и Московской Хельсинкской группы), к созданию условий, которые привели к смерти юриста, непосредственно были причастны старший следователь СК при МВД РФ майор Олег Сильченко, судья Тверского районного суда Елена Сташина, ряд сотрудников прокуратуры, а также руководство и медицинский персонал СИЗО "Матросская тишина" и "Бутырка".

Кто такой Бен Кардин

Уроженец штата Мэриленд, 66-летний профессиональный юрист и член Демократической партии Бенджамин Кардин был избран в Палату представителей Конгресса США еще в 1987 году. До этого момента получил известность как общественный деятель, занимавшийся вопросами охраны здоровья граждан, защитой пенсионеров, экологией и деятельностью американской фискальной системы.

В 2004 году был назван рядом ведущих экономических изданий США в числе ста самых важных персон в мире финансов. Причиной стала деятельность Кардина, который отстаивал права пожилых людей и ратовал за расширение государственных программ медицинского обслуживания пенсионеров.

В Сенат США Бена Кардина избрали четыре года назад. Примерно в то же самое время газета The Washington Post охарактеризовала сенатора как "законодателя среди законодателей", назвав его "здравомыслящим, бескомпромиссным и независимым".

В настоящее время Бенджамин Кардин является членом сенатского Комитета международных отношений, возглавляет Комиссию США по безопасности и сотрудничеству в Европе. Является активным сторонником развития американо-израильских и американо-индийских отношений. В последнем случае ратует за сотрудничество двух стран в части цивилизованной реализации ядерной программы Индии.

В период правления республиканца Буша-младшего демократ Кардин временами вел себя как заправский оппозиционер. Так, весной 2007 года он выступал сразу на нескольких публичных акциях протеста в Вашингтоне с требованиями прекратить пытки в секретных тюрьмах американских спецслужб, закрыть военную тюрьму Гуантанамо на Кубе и начать расследование против должностных лиц в американской администрации, виновных в нарушении американской Конституции.

Наибольшую активность Бен Кардин в последние годы проявляет за пределами США. К примеру, в мае 2008 года нынешний председатель Хельсинкской комиссии Конгресса призвал Дмитрия Медведева дать больше свободы российским СМИ и снять ограничения для журналистов, которые в тот момент обсуждала Госдума.

В прошлом году сенатор встречался с Александром Лукашенко в составе делегации Конгресса США. Контакт оказался удачным: белорусский президент назвал приехавших американцев друзьями и призвал их «снять темные очки». В марте этого года, буквально за месяц до государственного переворота в Киргизии Кардин призывал администрацию свергнутого ныне Курманбека Бакиева остановить гонения на свободу слова и позаботиться о том, чтобы киргизские граждане могли пользоваться своими правами.

А, едва отправив свое послание на имя Госсекретаря США Клинтон, парламентарий тут же переключился на Казахстан. Кардин сообщил всему миру, что потрясен и шокирован отказом Верховного суда Казахстана пересмотреть прошлогодний приговор местному правозащитнику Евгению Жовтису, который в сентябре прошлого года был осужден на четыре года тюрьмы за ДТП с летальным исходом.

Между тем в корпункте РИА Новости в Вашингтоне РАПСИ пояснили, что Бен Кардин, несмотря на стаж пребывания в парламенте, сегодня все же не принадлежит к числу наиболее влиятельных американских сенаторов, чье мнение цитируется по любому значимому поводу.

Цели и средства

В Hermitage Capital Management (HCM) подтвердили факт обращения сенатора. Главная цель начавшейся кампании: не только привлечь международное внимание к истинным причинам гибели Сергея Магнитского, но и установить истинных виновников смерти юриста. "Если закон в России избирателен, тогда эти чиновники будут привлечены к ответственности за ее пределами", - пояснили РАПСИ в фонде.

Перечисленные американским сенатором чиновники (равно как и ведомства, где они служат) по понятным причинам не комментируют ситуацию. Исключением стал Мосгорсуд, напомнивший, что у судей были все основания в свое время поместить Магнитского в СИЗО.

"Человек не стал ходить на допросы, трижды его доставляли принудительным приводом и после этого арестовали, и это законно. Четыре года он ходил, а когда уже стал покупать билеты в другой город, оформлять визу в Англию, на принудительные приводы не являлся – об этом составлены акты – его арестовали", - сказала в конце прошлого года журналистам глава Мосгорсуда Ольга Егорова.

Опрошенные РАПСИ специалисты по международному праву крайне осторожно комментируют сложившуюся ситуацию и ее возможные правовые последствия. Причина заключается в том, что вопрос лежит не в юридической, а сугубо в политической плоскости. "С одной стороны, американское законодательство действительно предусматривает возможность закрыть въезд в страну лицам, подозреваемым в коррупции. С другой, сенаторы по закону обладают иммунитетом на любые свои высказывания, поэтому, по сути, могут говорить вслух все, что угодно", - анализирует выступление Кардина на условиях анонимности один из российских адвокатов, долгое время практиковавший в США.

Замах на рубль

В перспективы визовых ограничений для группы российских чиновников мало верят не только юристы, но и правозащитники. По мнению главы Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, введение санкций в отношении конкретных лиц вряд ли возможно на практике.

И это вполне ожидаемо. Причин приходит на ум сразу несколько. Вот главные. Во-первых, обвинения американского сенатора с юридической точки зрения пока выглядят бездоказательными. Собственно, это он и не скрывает в своем письме на имя Хиллари Клинтон: объективно в Америке расследовать "дело Магнитского" в настоящее время невозможно. Равно как практически невозможно в нынешних условиях сделать это в России.

Во-вторых, последствия выступления Бенджамина Кардина действительно лежат не в юридической, а в политической плоскости. Лично мне трудно представить, что после объявленной недавно президентами Обамой и Медведевым "перезагрузки" российско-американских отношений Госдепартамент США разом лишит права на въезд в свою страну добрую сотню российских граждан, не имя при этом на руках прямых доказательств их причастности к коррупции и прочим злоупотреблениям.

Если такое вдруг произойдет, нетрудно представить, что за этим последует. Напрашивается невольная аналогия с действиями мировых разведок. История знает множество примеров, когда в отместку за демонстративную высылку из страны своих дипломатов (на деле – сотрудников разведслужб) "пострадавшее" от их деятельности государство объявляет персонами нон-грата чуть ли не первых попавших под руку иностранцев. Получается, что российским силовым структурам и МИДу уже сейчас следует прикинуть, кого из американских конгрессменов и предпринимателей не следует пускать в Россию, если американский Госдеп все же решится на радикальные меры.

Не думаю, что в такой ситуации в дальнейшем будет вообще уместно говорить не только о "перезагрузке", но и о вообще каких-то цивилизованных дипломатических отношениях.

Нежелательные визитеры

В то же самое время стоит констатировать: запрет въезжать на какую-то территорию сильно осложняет жизнь даже лицам, обличенным на территории России властью и подобающим административным ресурсом. Хотя бы потому, что "решить вопрос" за рубежом на порядок сложнее, чем в нашей стране.

Три года назад в "черный список" эстонских властей попал известный политолог, ныне депутат Госдумы Сергей Марков. Поводом стали публичные заявления кандидата политических наук о том, что его помощник причастен к организации в мае 2007-го хакерских атак на Интернет-ресурсы эстонских властей. И все бы ничего, только вот Эстония входит в Шенгенскую зону. Поэтому вплоть до сентября прошлого года (когда ситуацию, также не без скандала, удалось урегулировать на уровне эстонского Министерства юстиции) политологу Маркову приходилось тщательнее выбирать маршруты командировок и места для отдыха.

Не сложились отношения с властями прибалтийской республики и у бывшего лидера молодежного движения "Наши", а ныне главы Федерального агентства России по делам молодежи Василия Якеменко. С декабря 2007 года по настоящее время ему запрещен въезд в страны Шенгенского договора, поскольку эстонские власти обвиняют Якеменко в организации нападения на своего посла Марину Кальюранд. Инцидент произошел весной все того же 2007 года и стал кульминацией недельной блокады "нашистами" эстонского посольства в Москве. Подобным способом, если помните, те протестовали против переноса из центра Таллина памятника погибшим советским солдатам.

Однако и Якеменко, и уж тем более Маркову далеко до Иосифа Кобзона. Именитый российский певец в последние 15 лет время от времени испытывает трудности с получением въездных виз в целый ряд государств из разных уголков земного шара. Как известно, Кобзону достаточно сложно попасть в США: в 1995 году американцы, ссылаясь на собранное ими досье, обвинили певца в связях с русской мафией. Однако пятью годами позже Кобзону в составе парламентской делегации удалось побывать в Америке. В 1996-м во многом "благодаря" американскому "компромату" депутату Госдумы и его жене прямо на границе было отказано во въезде в Израиль. Инцидент удалось урегулировать только после вмешательства друзей.

На этом злоключения Кобзона не закончились. Семь лет назад министр внутренних дел Латвии Марис Гулбис своим распоряжением включил нынешнего почетного гражданина Москвы в "черный список" лиц, въезд которых в эту республику нежелателен. Причина – "угроза государственной безопасности и общественному порядку". Однако в июне 2004 года запрет был снят.

В январе того же 2004-го генеральный консул США в Москве Джеймс Петитт официально не подтвердил и не опроверг информацию, что персона Кобзона является нежелательной для въезда на американскую территорию. В то же время дипломат отметил, что вопрос пребывания того или иного лица на территории Штатов "обсуждается каждый раз".

Если верить дочери Бориса Ельцина Татьяне Юмашевой, легче Кобзону от этого не стало: путь в Америку ему заказан и по сей день.