Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ

 

Начиная с понедельника 21 марта руководство издательского дома (ИД) "Московские новости" планирует начать собственное расследование, кто и по какой причине в субботу санкционировал снятие рекламных растяжек газеты с цитатами русских классиков, которые за несколько дней до этого появились на улицах Москвы.

Юристы, опрошенные РАПСИ, уверены в хороших судебных перспективах иска, который редакция может подать с целью отстоять нарушенные права.

Несколько перетяжек с провокативными цитатами известных людей, являющихся частью рекламной кампании газеты "Московские новости", были сняты неизвестными 19 марта в центре Москвы без объяснения причин.

В частности, на Смоленском бульваре, 30 и на Ленинском проспекте, 79 уже убраны растяжки с цитатой поэта Федора Тютчева "Русская история до Петра Великого - одна Панихида, а после Петра Великого - одно уголовное дело".

"Никаких объяснений о причинах снятия перетяжек с цитатой русского классика мы не получили", - сказал РИА Новости в субботу директор объединенной дирекции издательского дома "Московские новости" Тимур Рудников.

Комментарии в департаменте СМИ и рекламы правительства Москвы ни РИА Новости, ни сотрудникам "МН" в связи с выходными днями получить не удалось.

Реакция пострадавших

Главный редактор "МН" Владимир Гуревич в разговоре с корреспондентом РАПСИ подтвердил, что в последние дни руководство издания не получало чьих-либо нареканий относительно содержания рекламных растяжек.

"Если б нам позвонили и сказали, что какая-то цитата – чересчур резкая, был бы повод поспорить. Но спорить-то не с кем! Поэтому и удивительно, что демонтаж начался без каких-то объяснений", - отметил Гуревич.

Он опроверг появившуюся сразу после инцидента информацию, что издательский дом косвенно причастен к разразившемуся скандалу, и журналисты планируют использовать его для привлечения большего внимания к перезапуску издания, намеченному на 28 марта.

"Те, кто дал добро на демонтаж нескольких билбордов, должны были подумать, какую рекламу своими действиями нам сделают. Мало кто, в том числе и я сам, видели на улицах эти растяжки. Теперь же об их содержании осведомлены тысячи пользователей интернета", - заметил Гуревич.

Собеседник агентства также пояснил, что в самое ближайшее время руководство "МН" и журналисты издания хотели бы получить внятные ответы на два вопроса. Во-первых, кто и на каких основаниях дал отмашку снимать рекламные растяжки. Во-вторых, по каким "правилам игры" редакции следует действовать в дальнейшем.

"Допустим, мы захотим осенью этого года провести еще одну промокампанию. Нам необходимо сейчас отдавать себе отчет, какие лозунги мы сможем использовать в ее ходе, а какие – нет", - сказал Гуревич.

"Реакция чиновников удивляет не тем, что им что-то не понравилось, - цитаты, которые появились на рекламных баннерах, могут кому-то нравиться, а кому-то нет - а тем, что баннеры просто сняты без всяких объяснений и предупреждений. Конечно, постараемся выяснить, что же случилось. Видим довольно бурную реакцию по этому поводу в соцсетях и наших коллег по СМИ, а сам я отношусь к этому с недоумением, но спокойно. Во всяком случае, нам сделали рекламу, о которой мы и не думали", - добавил Гуревич.

Собственное расследование

По словам директора объединенной дирекции ИД "МН" Тимура Рудникова, парадокс заключается в том, что постер с крылатой фразой Федора Тютчева в первую очередь был демонтирован перед зданием МИД РФ на Смоленском бульваре.

"Знаменитый поэт в свое время являлся сотрудником российского внешнеполитического ведомства. Как известно, у него и ранее были неприятности и столкновения с властями. И даже сегодня, спустя столько лет, его фраза кому-то стала неугодной. А, значит, попала в цель", - отмечается в заявлении редакции, которое было обнародовано в воскресенье.

"В наше время такие методы не пройдут. Новые "Московские новости", как и прежде – свободная газета, и она будет называть вещи своими именами. И если кому-то кажется, что в современной России, как и в России эпохи Тютчева, допустима подобная цензура или услужливость – это глубочайшее заблуждение", - говорится в заявлении "МН".

С завтрашнего дня руководство издания и юристы ИД планирует начать официальное расследование по факту незаконного демонтажа рекламных постеров.

Правовые перспективы

Российские юристы, знакомые с ситуацией, полагают, что ИД имеет хорошие перспективы отстоять нарушенные права в суде. При этом, по их убеждению, данная история является показательной и демонстрирует фактическое отсутствие нормальных гражданско-правовых отношений между субъектами предпринимательской деятельности, а также большую зависимость бизнеса от воли чиновников.

"Насколько мне известно, инициатора появления рекламы, который добросовестно оплатил заказ на ее размещение, даже не предупредили о том, что ему прекратили оказывать услугу. Это, безусловно, является нарушением принятых на себя обязательств и может быть основанием для предъявления судебных исков", - отметил в беседе с корреспондентом РАПСИ адвокат Александр Глушенков.

Эксперт напоминает, что к подобным способам борьбы "с неугодными мыслями и людьми довольно часто прибегают во время избирательных кампаний, когда либо просто не дают возможности разместить агитацию, либо снимают уже существующие билборды с материалами политических соперников".

"Один из последних примеров - варварское уничтожение рекламных конструкций с агитационными материалами Александра Лебедева в период выборов мэра города Сочи", - сказал адвокат.

Кроме того, по его мнению, инцидент с рекламными растяжками "МН" красноречиво показывает, что в нашей стране «некоторые люди мало беспокоятся о взятых на себя и предусмотренных законом обязательствах, но при этом испытывают неимоверный трепет перед чиновниками".

"Закон в понимании среднестатистического россияниа – вещь довольно абстрактная. А барин с его гневом – вот, прямо здесь", - отметил Глушенков.

Опрошенные РАПСИ эксперты также подчеркнули, что представителям пострадавшего от произвола неустановленных лиц ИД уместно обращаться с иском в арбитражный суд, так как непосредственные претензии следует обращать к организации, которая по договору была ответственна за соблюдение его условий и не сообщила о факте и причинах демонтажа рекламных растяжек.