Летом, в самый разгар сезона, в московском ЦПКиО им. Горького исчезает все, на чем последние двадцать лет держался парк. Закрыли и постепенно увозят аттракционы "русского Диснейленда", пропало большинство кафетериев, не осталось даже сувенирных лавочек. Слежка за процессом демонтажа столичного центра развлечений позволила нам обнаружить, возможно, главное правовое событие года.

 

Аркадий Смолин, специальный корреспондент РАПСИ

 

В России возрождается общественное пространство. Последние года три оно существовало только в Интернет-гетто, где коллективные ценности проходили обкатку и закалялись в многочисленных "расследованиях блогеров" и "вирусных пикетах" (перепост, коллективные обращения, разоблачения…), позволив говорить об особом русском варианте правового общества – "сетевом правосудии".

Это событие позволяет начать отсчет нового десятилетия, ведь в "нулевых" триумф индивидуалистских ценностей сопровождался отъемом у москвичей и питерцев большей части общественных пространств двух столиц: почти во всех парках и усадьбах нужно было платить за вход, всюду охрана, турникеты и шлагбаумы. Такие преграды на пути в пространство "культуры и отдыха" рассеивают всю местную городскую среду.

Диктатура развлечений

Суть вопроса даже не в том, что плата за вход на территорию того же парка Горького, как утверждают защитники прав потребителей, взималась незаконно. Проблема не в номинальном соблюдении всех прав и законов, а в том, что люди вместо парка оказываются в гипермаркетах. Там им бесплатно обеспечивают и безопасность, и чистоту, и общепит, там же они сами создают и пространство для общения.

По словам искусствоведа Григория Ревзина, у парка Горького последние годы посещаемость была около 1 миллиона человек в год, притом, что у ГУМа - 15 миллионов, а у ТЦ "Европейский" - 4 миллиона. Причем большая часть – это не покупатели, а молодежь. Человек приехал поесть, с девушкой познакомиться, просто погулять: накапливается позитивная память, которая формирует идеалистическую привязку к этому месту. В зависимости от того, где люди общаются, "систему ценностей" этого места они и вынуждены заимствовать: до начала ХХ века это были церкви, после революции – парки, сейчас – торговые центры.

Отсюда известная философская концепция гипермаркета как современного храма. Отсюда же невозможность сформировать гражданское общество и правовую культуру – поскольку распыленное по локальным "магазинам интересов" общество не способно договориться о системе правил, которые оно готово соблюдать.

Чтобы все слои социума развивались синхронно с цивилизованным миром, признавая недопустимыми проявления расизма, национализма, гомофобии, криминальной культуры, они должны находиться в постоянном контакте, перемешиваться.

Мысль банальная, однако почти никем не проговариваемая целиком: никакое правовое воспитание невозможно, пока парки не будут избавлены от "диктатуры развлечений": когда отдых возможен только в качестве потребления адреналина – на аттракционах, дискотеках, в полубандитских кафешках. Вместо пространства общения и отдыха получаем легальный наркобизнес (адренохром – продукт окисления адреналина – считается одним из наиболее сильных наркотиков).

Московский Евросоюз

Новое руководство парка Горького устроило в центре Москвы локальный "Евросоюз", убрав все турникеты, заграждения, заборы, отменив плату за вход. Сравнение с ЕС подразумевает и введение "диктатуры закона" на смену "диктатуры развлечений".

40% незаконно установленных сооружений снесены, в том числе два общежития гастарбайтеров и 30 брошенных морских контейнеров. Около сотни "арендаторов", с которыми никто не подписывал договор, изгнаны. Антисанитарные шашлычные, контрафактные сувениры… все, кто не смог предоставить подтверждение стопроцентной законности и безопасности своего бизнеса, изгнаны из ЦПКиО. 

Правда вот школьники и их родители чувствуют себя дискриминированными от того, что перед началом летних каникул их лишили "главной ценности" парка Горького – аттракционов.

На самом деле, большинство демонтированных аттракционов не отвечали требованиям безопасности. Как нам рассказал бывший механик, обсуживавший сразу несколько популярных аттракционов в ЦКПиО, в них проваливался пол, все конструкции были многократно переварены, не реже, чем раз в месяц один из них обязательно выходил из строя, что удавалось скрыть лишь только благодаря щедрому подкупу жертв.

Почти все аттракционы, прежде чем попасть в парк Горького, отработали свой ресурс на родине (в Германии, Чехии, США), после чего угодили здесь в жесточайшую эксплуатацию. Только чудом удалось обойтись без массовых жертв.

На самом деле, миф о главной ценности ЦПКиО для "народа" как места концентрации крупнейших аттракционов сильно преувеличен. Согласно опросу "СанМаркет", "большое количество аттракционов" ценят только 22% москвичей, притом, что внешний вид и чистота парка является важным критерием выбора для 63%. К тому же шум и лязганье механизмов, расположенных на набережной, мешали полноценной жизни жителей близстоящих домов, что, определенно, является более существенным нарушением прав человека.

Мистическое место

Популярностью пользуется мнение, что главным препятствием на пути построения гражданского общества и всех, подразумеваемых его наличием, правовых институтов является вовсе не отсутствие подходящего общественного пространства, а попросту "исчезновением" народа.

Понятие "российский народ" можно рассматривать как "социальную конфедерацию": сосуществование множества абсолютно автономных социальных групп, объединенных как по этническому, так и по материальному, образовательному, культурному, имущественному, профессиональному и другим признакам. Самое грустное, что большинство представителей этих групп относятся с той или иной степенью нетерпимости к представителям других групп и не выказывают никакой готовности идти с ними на контакт.

Поэтому, в частности, проект воссоздания ЦПКиО им. Горького в "городской традиции", возрождения в нем "атмосферы Москвы" выглядит невероятным, поскольку память об этих традициях утеряна, а атмосфера никакой радости не вызывает.

Есть опасение, что в парк Горького не пойдут "прогрессивные классы", потому что типичной публикой ЦПКиО последних лет были мелкие бандиты, громкие подростки и дикие жители Подмосковья, которые приходили в парк с пакетами, набитыми едой, пивом, водкой… Согласно подсчетам, лишь 13% посетителей ЦПКиО были жителями столицы.

Беспросветность такой картины, как и вообще мрачного взгляда на население России, на самом деле, достаточно искусственна. Не надо приводить зарубежных примеров, чтобы убедиться – создание иной среды приведет в парк совсем новых людей, о существовании которых в России мы могли даже не подозревать.

Так, появление на Красной площади катка привело туда благополучных москвичей и изгнало избыток мигрантов. Передача части помещений завода "Красный Октябрь" Институту медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка", открытие там галерей и творческих лабораторий постепенно привело к зарождению в центре столицы особой жизни. Очень многие отмечают, что стоит перейти через мост от Храма Христа Спасителя, как вдруг забываешь, что находишься в Москве – в Нью-Йорке, Париже, Берлине... но только не в городе, где два человека из трех мечтают уехать куда угодно – лишь бы подальше отсюда.

Школа жизни

Возможно, жить честной и красивой жизнью, блюдя все законы и добиваясь соблюдения всех своих прав, жить творчески и спокойно нужно учиться так же, как учатся грамоте и навыкам профессии. А для этого может хватить всего трех-четырех "евросоюзных" мест в Москве – общественных пространств, где представители всех социальных слоев, встречаясь и "опыляя" друг друга новым опытом и ощущениями, будут потом распространять этот "вирус" и на всю окружающую территорию.

А требуется для этого, как показывает не только европейский, но и российский опыт, совсем немного, - убрать одуряющие аттракционы, отравляющие кафе и вездесущие фигуры охранников, после встречи с которыми любое общественное пространство превращается в большую "зону". Велосипедная дорожка, новый асфальт для роллеров, дорожки из кирпичной крошки, рыбы в пруду, отсутствие автомобилей, пляж и прокат спортинвентаря... Наличие этих простых вещей может сделать для правового воспитания народонаселения больше, чем самые выразительные речи и самая навязчивая пропаганда.

Отвечая на заданный в заголовке вопрос, хочется сказать, что в парке Горького творится история. Останется ли она локальным казусом, или же станет началом "гражданской революции" - тот редкий случай, когда это действительно зависит от действий каждого.