Александр Глушенков, адвокат

 

Группа российских писателей и публицистов 12 июля обратилась к гендиректору компании Яндекс Аркадию Воложу с открытым письмом, в котором выразила обеспокоенность "пагубным влиянием нелегального распространения интеллектуальной собственности в сети Интернет на развитие российской литературы и культуры в целом". Среди подписавших обращение - Андрей Макаревич, Дарья Донцова, Александра Маринина, Татьяна Устинова и др. Литераторы, в частности, призвали "Яндекс" "как участника цивилизованного рынка присоединиться к кампании по защите авторских прав в интернете и запустить процесс удаления из поисковой выдачи ссылок на ворованный контент при поступлении заявления от правообладателя".

Подраздел эпистолярного жанра под кодовым наименованием "по многочисленным просьбам трудящихся" (меня всегда, правда, так и тянуло добавить в таких случаях - "и тунеядцев"), несмотря на наступление XXI века, продолжает свое существование.

Итак, группа писателей обратилась в компанию Яндекс с, казалось бы, простой и логичной просьбой - убрать из результатов поиска ссылки на контрафактные литературные произведения.

Писателей и издателей, с одной стороны, можно понять. Распространение в интернете произведений без согласия авторов и правообладателей, безусловно, нарушение. Но выбрали ли они правильный путь для борьбы с такими нарушениями?

Вероятно, подписанты (они же - трудящиеся, как нетрудно догадаться) рассчитывают, что если чего-то не будет в результатах поиска Яндекса, то этого не будет вообще. Нигде и никогда. Примерно так же рассуждают маленькие детки, которые своими ладошками закрывают личико: раз - и спрятались, ведь их же после этого взрослым не видно. Вот только от того, что мы закроем ладошками лицо, ой, простите, результаты поиска, эти самые материалы не пропадут. Они так и останутся в сети, и могут быть доступны для поиска другими поисковыми машинами, либо просто будут распространяться иными способами.

Более того, даже если отдать команду всем поисковикам мира, чтобы те не выдавали такие результаты - материалы все равно останутся на своих местах. И эта мера ничего не даст. Я уж промолчу о том, что существует масса поисковых серверов - российских и зарубежных, которые не послушаются наших трудящихся.

Теперь зайдем с другой стороны. В письме нет никаких указаний на конкретные ресурсы и сайты, где происходит нарушение авторских прав. Конечно, может быть, к письму трудящихся существует секретное приложение, как к пакту Молотова-Риббентропа, в котором приведены все ссылки на злодеев. Но как должен действовать поисковик в такой ситуации? Сразу же "банить" (проще говоря, уничтожать) подобные ссылки?! А откуда сотрудники поисковой компании знают, что именно данные ссылки ведут на контрафактные материалы? И есть ли стопроцентная уверенность в том, что именно данные ресурсы нарушают закон? Да и потом, почему сотрудники интернет-компании должны подменять собой правоохранительную и судебную системы? Ведь это обязанность правоохранительных органов найти и установить нарушителей, а прерогатива суда - определить степень вины и размер ответственности.

А может быть, это всего лишь борьба с неугодными и конкурирующими ресурсами, которые на вполне законных основаниях распространяют материалы. И, честно говоря, зашиту от злоупотребления правом в нашей ситуации найти довольно сложно.

Почему "трудящиеся" не хотят пойти законным способом для цивилизованного решения этого вопроса? Почему решать их проблемы должен поисковик?

Поэтому ответ Яндекса вполне предсказуем. Отказ в удовлетворении такой странной просьбы полностью соответствовал бы и духу, и букве закона.

Кроме того, удаление подобных ссылок из результатов поиска окажет медвежью услугу самим правообладателям. Правда, только тем, кто реально хочет бороться с нарушителями. А как заинтересованные лица будут искать предполагаемых нарушителей? Ответ очевиден: через поисковые машины. Так что удаление из поиска весьма затруднит действия по выявлению нарушителей и фиксации их действий.

Да и потом, поисковая машина отражает лишь то, что существует. Можно спрятать зеркало, но это не спасет от необходимости похода к косметологу.

Аналогичным образом выглядит ситуация, когда, узнав, что на определенном перекрестке происходит огромное количество ДТП, да к тому же тусуются скинхеды и идет бойкая торговля наркотиками, люди обращаются к картографам, чтобы "стереть" этот перекресток со всех карт. И все это - вместо того, чтобы организовать правильно движение и реально пресечь правонарушения.

Может быть, кому-то все же стоит заняться своим делом? Писателям - писать, музыкантам - петь. А юристам - отстаивать их права, в том числе, и в ходе диалога с представителями поисковых систем.