МОСКВА, 11 мар - РАПСИ. Второй после президентских выборов митинг оппозиции, не согласной с их результатами, завершился, как и первый - задержанием координатора "Левого фронта" Сергея Удальцова, решившего "прорываться" с Нового Арбата в сторону Пушкинской площади.

Субботняя акция отличалась от предыдущей составом выступавших - известных лиц было меньше. Требования и лозунги остались прежними - отмена итогов выборов и новая власть в стране. Тактика дальнейших действий оппозиционных сил при этом пока так и не определена. Выработка общей стратегии затруднена из-за разнородности политических сил, представляющих объединенную оппозицию. Общего мнения нет и по поводу методов борьбы. Радикальные призывы разбивать палатки и собираться на акции без уведомления властей поддерживают далеко не все.

Удальцов считает, что акции протеста должны быть продолжены. По его словам, до инаугурации президента РФ, которая пройдет в мае, может состояться несколько митингов. Вместе с тем, Удальцов не исключает, что борьба за честные выборы может перейти в кампанию гражданского неповиновения и "рано или поздно придется разбивать палаточные городки". В свою очередь Митрохин категорически отвергает идею палаточного лагеря и считает ее провокационной. А сопредседатель движения "Солидарность" Илья Яшин отрицает какой-либо раскол - "есть только некие "пикировки", есть некоторые требования друг к другу".

Эксперты, со своей стороны, отмечают снижение численности митингующих и говорят, что оппозиции необходимо не только менять повестку дня, но и всю систему работы. Нужно стараться "проникнуть" на низовой уровень власти, развивать структуры на региональном и местном уровне - хотя это рутинная работа и переходить к ней от карнавала немного грустно, другого выхода нет, считают они.

Новый Арбат, старый сценарий

Согласование митинга 10 марта проходило тяжело из-за ситуации, сложившейся после акции оппозиции на Пушкинской площади 5 марта. Она закончилась задержанием 250 человек, которые остались на площади после окончания митинга. В числе задержанных были координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов, блогер Алексей Навальный, сопредседатель "Солидарности" Илья Яшин. В среду мэрия Москвы подтвердила, что согласовала проведение митинга оппозиции 10 марта на нечетной стороне улицы Новый Арбат, но предупредила организаторов о недопустимости повторения той ситуации, которая возникла 5 марта на Пушкинской площади.

Организаторы рассчитывали, что в акции примут участие до 50 тысяч человек. Власти отвели для митингующих пешеходную часть на нечетной стороне улицы Новый Арбат и парковочную зону.

По данным ГУМВД, на своем пике, в 14.00, акция собрал около 10 тысяч человек, из которых 8 тысяч находились непосредственно у сцены, а около 2 тысяч были рассредоточены по территории, огороженной полицией для акции. Организаторы же акции утверждают, что полиция занижает количество участников митинга. Политик Владимир Рыжков сообщил, что на Новом Арбате собралось не менее 25 тысяч человек.

Другой оппозиционер Дмитрий Гудков со своей стороны предложил выйти к зданию ГУМВД, чтобы они правильно посчитали митингующих.
Пресс-служба главка раскритиковала подсчеты оппозиции, что они собрали порядка 30 тысяч человек. "По непонятным причинам у него (Удальцова) четверится в глазах", - говорилось в сообщении пресс-службы.

За ходом акции на Новом Арбате следили около 2,5 тысячи сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск и дружинников, а за организацией работы полиции следила группа общественных наблюдателей, в которую вошли члены общественного совета столичного ГУМВД и уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин.

Требования те же + Козлов

На акции выступали наблюдатели, которые работали на президентских выборах 4 марта, - политики, гражданские активисты, журналисты и блогеры. Они рассказывали о нарушениях и фальсификациях, с которыми столкнулись в день голосования на избирательных участках. Среди выступавших были как известные люди, в частности, артист Максим Витторган и телеведущая Ксения Сочбак, так и те, кому слово для выступления представили впервые, в том числе самовыдвиженцы, которые смогли избраться в своих муниципальных округах.

Оппозиционный политик Борис Немцов не смог принять участие в субботнем митинге - как сообщил РИА Новости сопредседатель ПАРНАС Владимир Рыжков, Немцов заболел. Блогер Алексей Навальный приехал на Новый Арбат, но в этот раз не выступал и находился не на сцене, а среди людей.

Открывая митинг, один из организаторов мероприятия Владимир Рыжков заявил, что прошедшие парламентские и президентские выборы не были честными и свободными, а оппозиционные силы имеют подготовленную политическую программу и намерены требовать дальнейших изменений в политической системе России. По его словам, оппозицию обвиняют в том, что у нее нет четкой политической программы, однако это не так.

"Мы будем продолжать требовать свободы слова, новых выборов в парламент и президента по новым законам. У нас есть требования отмены цензуры СМИ и освобождения политзаключенных", - сказал Рыжков.

К требованиям оппозиционеров также прибавился пункт про предпринимателя Алексея Козлова, обвиняемого в мошенничестве. Участники митинга приняли решение потребовать от властей прекратить незаконное, по их мнению, преследование Козлова и провести судебную реформу. Они также призвали своих сторонников прийти в понедельник к 10.00 к Пресненскому суду, чтобы поддержать Козлова и его жену, журналистку Ольгу Романову. Оппозиционеры скандировали лозунги "Требуем справедливого суда" и "Руки прочь от Козлова".

Дело Козлова - одно из самых резонансных за последние годы. Бизнесмен и его супруга Ольга Романова заявляли, что дело сфальсифицировано, они через Верховный суд РФ добились отмены ранее вынесенного обвинительного приговора.

До новых встреч

Оппозиционер Сергей Удальцов призвал всех тех, кто не согласен с результатами думских и президентских выборов в России, устроить 1 мая масштабное шествие в Москве и попытаться собрать 1 миллион человек. Он также сообщил, что не намерен покидать место проведения митинга сразу по его завершении. Как пояснил оппозиционер, его часто обвиняют в том, что он призывает людей к определенным действиям, но сейчас он никого ни к чему призывать не намерен.

"Сегодня кончится митинг, можно никуда не уходить. Здесь фонтанов нет, и я не буду никуда торопиться", - добавил Удальцов.

Московская полиция предупредила, что будет строго пресекать все противоправные действия, подобные происшедшим 5 марта на Пушкинской площади. На задержанных тогда оппозиционеров, которые остались на площади после окончания мероприятия, - Удальцова, Навального и Яшина - были составлены протоколы об административных правонарушениях, теперь их ждет суд.

"Мы сегодня должны понять, что 4 марта наша кампания "За честные выборы" не закончилась, а началась кампания "За честную легитимную власть против жуликов и самозванцев", - заявил Удальцов.

В свою очередь Владимир Рыжков, обратив внимание, что с трибуны уже прозвучали предложения по Пушкинской площади, сказал: "Седьмого мая в Москве состоится инаугурация (президента России), это тоже может быть хорошая дата. Мы вместе с вами создадим, спланируем следующую акцию протеста".

Он напомнил, что первое оппозиционное мероприятие состоялось ровно три месяца назад, но оппозиционным силам пока не удалось добиться от власти выполнения своих требований, поэтому акции протеста продолжатся.

Сопредседатель ПАРНАСа Михаил Касьянов заявил, что следующий митинг должен пройти в день инаугурации президента.

"Считаю, что после этого митинга обязательно должны проводить митинг 7 мая и 12 июня... Мы не считаем, что Путин избран легитимно, поэтому мы должны протестовать против этого (инаугурации). Потом у нас есть 12 июня - праздник России, когда она стала по Конституции демократической страной. Это тоже день, когда мы должны требовать от власти уважения наших прав", - сказал он.

"Пора идти в народ"

Российской оппозиции необходимо сменить всю систему работы и развивать свои структуры на местном и региональном уровне, считает генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков.

"Им необходимо сменить не только повестку дня, но и всю систему работы", - сказал он в субботу РИА Новости.
По мнению эксперта, главная проблема оппозиции заключается в том, что "верхушечная часть не старается проникнуть на низовой местный уровень". В частности, в Москве оппозиционеры фактически не приняли участие в местных выборах, сказал политолог.

"Поэтому оппозиционерам надо бы сейчас, кроме проведения митингов, массовых акций, заняться очень непростой, черновой и невидимой работой - развивать структуры на региональном и местном уровне. Надо создавать такие движения, которые можно потом конструировать в партии", - считает генеральный директор Совета по национальной стратегии.

"Если сделать это, то тогда у лидеров и организаторов протестных настроений может появится некий фундамент на местном и региональном уровне. Если этого не сделать, то разрыв между трибуной, где стоят лидеры оппозиционных настроений, и теми, кто их слушает, будет все более и более увеличиваться. В итоге наступит маргинализация со всеми вытекающими последствиями. Поэтому пора "идти в народ", - полагает Хомяков.

Глава фонда "Стратегия-2020" политолог Михаил Ремизов считает, что протестное движение может попытаться сформировать власть в тех крупных городах, где оно имеет наибольшую поддержку.

"Выполнение этого уже исключает существование протестного движения в прежнем формате, потому что эта задача уже для лидеров и партий, которые будут идти разными колоннами. То идеологическое единство, которое возникло в декабре прошлого года, неизбежно рассыпается, потому что при переходе к этапу политической борьбы протестная среда неизбежно расслаивается на разные партийные колонны, а часть вообще отходит, потому что львиная доля граждан, которые поддерживают протестное движение, политикой заниматься в принципе пока не готова и не намерена", - сказал он.

По мнению политолога, "сейчас главная задача оппозиции - создание альтернативы действующей власти". "Эту альтернативу можно создать, только самим становясь властью на тех уровнях, которые доступны. Это другая работа, более рутинная", - заметил Ремизов.

По его словам, "переходить к рутине от карнавала оппозиции немного грустно, но другого выхода нет". "Снижающаяся численность массовых акций, меняющаяся тональность говорят не о том, что протестное движение закончилось, а это свидетельство того, что оно переходит на новый этап рутинной работы", - сказал эксперт.