Нина Еременко, адвокат

Эффективность мер, используемых правоохранительными органами РФ в борьбе с различными правонарушениями, в том числе в раскрытии тяжких и резонансных преступлений, в настоящее время находятся под пристальным вниманием СМИ и всего общества.

Одним из способов раскрытия преступлений является возможность заключить сделку со следствием, или как ее иногда называют "сделку с правосудием".

Институт досудебного соглашения появился в РФ в 2009 году. Многие правозащитники, и представители адвокатского сообщества тогда опасались, что эта норма позволит следователям и сотрудникам правоохранительных органов вместо реального расследования преступления породить волну уголовных дел, где изобличающие доказательства будут получены только путем давления на гражданина, который вынужденно согласился пойти на подобную сделку под давлением.

Пленум Верховного Суда РФ, состоявшийся в 2009 году рассмотрел и дал разъяснение по этим вопросам. В соответствии с законодательством суд может утвердить сделку только в двух случаях.

Первый - когда государственный обвинитель подтверждает, что обвиняемый действительно оказал реальную помощь следователю, в результате чего преступление оказалось раскрытым, найдено похищенное имущество, а также, возможно, были изобличены другие участники преступления.

Второй - судья в процессе слушания по делу должен убедиться, что обвиняемый заключил сделку со следствием добровольно, сознательно, а не под влиянием каких-либо обстоятельств или любого давления на него, и что он согласен с выдвинутыми  обвинениями, то есть признал свою вину. Поскольку, в этом случае обвиняемый мог дать не только ложные показания в отношении себя, но и других граждан.

Если эти условия действительно были соблюдены, тогда дело будет рассматриваться в особом порядке, если же нет, то в обычном.

Если обратиться к судебной практике западных стран, то там значительное число приговоров выносится именно после совершения сделки с правосудием. Надо отметить, что за неполных три года практического применения этого института показали, что он весьма эффективен, а подсудимые достаточно активно прибегают к сделке со следствием. Это подтверждают резонансные судебные процессы последнего времени.