Поправки, ужесточающие правила ношения оружия, могут быть приняты в ближайшее время из-за инцидента в Москве, где 30-летний юрист застрелил из двух карабинов коллег "из-за неразделенной любви", пишут в четверг некоторые СМИ, ссылаясь при этом на руководителя лицензионно-разрешительной службы МВД РФ Леонида Веденова. По сведениям изданий, в ближайшее время проект поправок в закон "Об оружии" будет направлен руководству МВД. По словам Веденова, работа над поправками "велась несколько месяцев".
Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ
Все последние годы многие из тех, кого принято считать субъектами законодательной инициативы в нашей стране, больны тяжелым недугом. Нет, он не имеет отношения к ставшими модными болячкам типа коровьего бешенства или свиного гриппа. Вообще все это - не из области коммерческой фармакологии. Наш законодатель болен тем, название чему уместно дать только сейчас – синдромом "русского Брейвика".
Клиническая картина болезни, правда, описана еще в русской народной классике, и прекрасно характеризуется избитой мудростью "пока гром не грянет, мужик не перекрестится".
Примеров тому отыскивается масса.
До семи трупов на автобусной остановке в Москве в конце сентября мало кто задумывался, почему за, по сути, умышленное убийство в пьяном виде с применением транспортного средства максимальное наказание – девять лет лишения свободы, сколько бы жизней не забрал виновник.
До периодических инцидентов, где фигурирует травматическое оружие, никому в голову не приходило, насколько пагубно его использование хотя бы по прямому назначению – для самообороны, не говоря уже о чисто хулиганских правонарушениях и преступлениях.
До стрельбы Евсюкова в супермаркете многим было ну совершенно не очевидно, что российская милиция нуждается не просто в смене вывесок, а в коренной перестройке вместе с пересмотром собственной кадровой политики.
Однако и нынче, после бойни в аптечном офисе, здравый смысл оказывается подмененным симптомами, свойственными именно синдрому "русского Брейвика". Благо часть общества, изрядно напуганная кадрами теленовостей и детальными интернет-описаниями трагедии, убеждена – отними у некоторых сограждан оружие насовсем, на всей территории России немедленно воцарятся мир и покой.
Истории болезни
"Мы предлагаем установить запрет на ношение оружия, и в первую очередь травматики, в состоянии алкогольного опьянения", — сообщает глава лицензионно-разрешительной службы МВД РФ Веденов СМИ. За нарушение этого пункта, в зависимости от тяжести последствий, МВД предлагает ввести административную или уголовную ответственность.
Любопытно, почему данная инициатива была предана огласке только сейчас, после гибели шести человек в результате "очистительного крестового похода против человечества" доселе безвестного московского юриста Дмитрия Виноградова? Разве многочисленные инциденты с той же травматикой, ставшие следствием нетрезвых буйств отдельных граждан, не были теми самыми "звоночками" законодателю? Или и тут во главе угла стоял принцип, исповедуемый некоторыми милицейскими и полицейскими чинами невысоких званий – "вот когда убьют, тогда и приходите"?
Заявление о том, что новые меры "разрабатывались уже несколько месяцев", в данном случае вообще не выдерживает критики. Никакой. В плохом театре этот прием уже два века как называется "рояль в кустах".
Также МВД собирается запретить гражданам носить все виды оружия в общественных местах, продолжают СМИ. В первую очередь зонами свободными от оружия станут парки, рестораны, стадионы, торговые центры, кинотеатры, офисы, рынки.
Эта инициатива прекрасна. Как минимум, потому, что ее реализация на практике практически невозможна. Ведь по логике лицензионно-разрешительных чиновников, администрация или владельцы каждого торгового центра, ресторана, стадиона, парка культуры и отдыха, сельхозрынка и проч. должны не только нанять специально-обученный персонал для сохранения сдаваемых на время гражданами оружейных единиц, но и обеспечить это самое правильное хранение. То есть пойти на расходы, причем, весьма существенные – закупить несгораемые шкафы, выделить под оружейные комнаты отдельные помещения и установить там полицейскую сигнализацию.. Учитывая, что контроль такого хранения фактически будет отсутствовать, предложенная норма уже сейчас воспринимается как очередная утопия.
К слову, и здесь мы имеем дело с разновидностью "синдрома Брейвика". Ведь законодатель, помимо прочего, игнорирует очевидное. А именно – статистику неправомерного применения гражданского огнестрельного оружия в тех странах, где его оборот куда более цивилизован, чем у нас. Так вот: эта самая статистика, как бы к ней кто ни относился, четко показывает – безнаказанная стрельба и трупы появляются там и только там, где ношение оружия гражданами ограничено властями. Там, где не ограничено – и стреляют реже, и жертв куда меньше.
Однако данные факты, по всей видимости, картину мира некоторым соотечественникам только портят.
Помимо этого, согласно поправкам, которые планируется ввести, граждане будут проходить осмотр в государственных поликлиниках по месту жительства вместо частных медучреждений. Таким образом, полицейские надеются уменьшить поток липовых справок, которые небольшие клиники предлагают приобрести за символическую сумму. По информации СМИ, справки из наркологического и психоневрологического диспансера юристу-убийце Виноградову выдали именно в частной клинике.
Данное предложение замечательно по двум причинам.
Во-первых, представители МВД открытым текстом заявляют, что не верят частным медицинским клиникам. Мол, вся их деятельность – липа, так и знайте на будущее. Из этого следует простой вопрос - тогда кто и на каких основаниях вообще выдает таким клиникам лицензии? Может, проще признать частную медпрактику делом незаконным и таким образом побороть годами налаженный механизм покупки справок?
Во-вторых, собственно, о справках. Где гарантия, что государственные врачи с их, скажем мягко, невысокими окладами, будут выдавать их честно всем 100% обратившихся граждан? И где гарантия, что на самом деле такие бумажки не будет штамповать маленькая коммерческая структура при психоневрологическом диспансере, созданная для благородной миссии ежедневно облегчать работу государственных докторов?
Нет таких гарантий.
Один из основоположников марксизма-ленинизма без стеснения называл государство, где сотрудник правоохранительного органа получает больше школьного учителя, полицейским. Государство, где вместо реальной защиты граждан происходит только ужесточение на ладан дышащего (а порой – попросту мертворожденного) законодательства, называется безответственным. И виновны в этом не абстрактное чиновничество, а совершенно конкретные должностные лица. В том числе и подверженные синдрому "русского Брейвика".
И напоследок. Почему-то уверен, что в среду вечером и в четверг утром сторонников легализации гражданского гладкоствольного оружия стало больше. Как минимум, на членов шести семей, чьи родственники погибли в офисе по адресу Москва, Чермянский проезд, владение 2.