Аркадий Смолин, специальный корреспондент РАПСИ

Накануне россияне почти полчаса мешали взлету самолета из Риги в Москву, агрессивно требуя от стюардесс вернуть алкоголь, купленный в duty free. Туристы были практически трезвы, поэтому рейс все-таки состоялся, а оскорбленные пассажиры даже не пытались захватить самолет и не кусали стюардесс, как это зачастую происходит в подобных случаях. Алкогольную продукцию владельцам вернули в Москве.

Инициативу некоторых зарубежных авиалиний, ставящих во главу угла спокойную атмосферу на борту самолета, планируется узаконить в России.

Отечественные авиаперевозчики предложили запретить проносить на борт любые спиртные напитки, в том числе купленные в duty free. Митранс же разработал соответствующие поправки в Воздушный Кодекс.

Из года в год различные опросы регулярно показывают, что около 20% пассажиров предпочитает проводить время в полете с горячительными напитками. Причем 12-15 % утверждают, что никогда не летают на трезвую голову.

Как следствие крупные авиакомпании насчитывают в год до тысячи случаев, когда пьяные пассажиры угрожали своим соседям и безопасности полета в целом. Статистика показывает, что число таких случаев продолжает стабильно расти, несмотря на увеличение штрафов (со 100 рублей до 1,5 тысяч) и ужесточение предпосадочного контроля.

Например, в прошлом году двое лейтенантов российской армии, распив в салоне бутылку текилы, некоторое время обсуждали возле аварийного выхода возможность его открытия, чтобы выпрыгнуть с парашютом. Когда в беседу вмешались члены экипажа, пьяные пассажиры затеяли драку и разбили иллюминатор. Общий ущерб самолету составил 7,5 тысяч долларов.

Череда подобных случаев вынудила российских полицейских изменить сценарий учений по освобождению борта и аэропорта. Теперь основной угрозой безопасности пассажиров рассматриваются не террористы, а пьяные соседи. На профессиональных форумах пилоты гражданской авиации обсуждают главные помехи своей работе, на первом месте среди которых они ставят не стихийные бедствия и плохие метеоусловия, а как раз случаи неадекватного поведения пьяных на борту.

Особенно много неприятностей приносят весьма распространенные пьяные имитации действий террористов. Например, в свое время много шума наделал случай, когда пассажир, летевший из Калининграда в Москву, во время полета объявил о захвате воздушного судна и учинил на борту драку с пассажирами. Справившись с бортпроводником, пассажир пообещал всех поубивать. В итоге, "террориста" коллективно повязали и заперли в туалете, где он разбил зеркало.

После этого случая активно обсуждался целый пакет альтернативных предложений предотвращения подобных ситуаций на бортах российских самолетов. Однако ни одна серьезная мера принята не была.

Хотя среди них были весьма интересные идеи. Лиц, не выполняющих на воздушном судне законные распоряжения командира экипажа, предлагалось не только штрафовать, но и дополнить возможные санкции административным арестом на 15 суток. Транспортная милиция еще в 2009 году приняла решение не пропускать на борт самолетов в России пьяных пассажиров. Выявлять нетрезвых людей планировалось во время обычной процедуры проверки багажа и документов. МВД предлагало запретить продажу алкогольных напитков в самих самолетах.

Но самую интересную инициативу выдвинул Ространснадзор. Чиновники попытались придумать механизм, закрывающий небо для неадекватных пассажиров. За один хулиганский поступок на борту человек должен был попадать в "черный список", который предполагалось опубликовать на сайте ведомства. После чего авиакомпаниям планировалось запретить заниматься перевозкой этих пассажиров. Похожую мысль высказывали и представители МВД.

Такая жесткая мера выглядит вполне адекватной, если сопоставить ее с вредом, который пьяные пассажиры наносят окружающим. Кто по доброй воле согласится лететь с пятью россиянами, которые устроили дебош на борту самолета из Бангкока в Красноярск?! Хулиганы избили бортпроводников, курили в самолете, обещали зарезать весь экипаж и сжечь воздушное судно. После вынужденной посадки в китайском городе Санья, соседям дебоширов пришлось семь часов ждать, пока российское посольство разрешит зайти на борт представителям китайской полиции.

Хотя если бы авиакомпания была местной, возможно справиться с буянами удалось бы гораздо быстрее. Дело в том, что недавно гонконгский авиаперевозчик подал пример конкурентам по рынку, отправив своих стюардесс на обязательные курсы кунг-фу. С помощью боевого искусства бортпроводницы будут утихомиривать разгорячившихся пассажиров.

Аналогичную практику пять лет назад внедрил в жизнь крупный российский перевозчик. За свой счет авиакомпания создала службу сопровождения рейсов, подобную американской службе маршалов. Специально обученные охранники могут даже приковать буйного пассажира пластиковыми наручниками к креслу.

Поскольку оплачивать службу безопасности авиакомпании приходится из собственного кармана, на такую меру решился лишь один перевозчик. Однако инициатива оказалось настолько успешной, что Минтранс предлагает узаконить право сопровождать воздушное судно в полете сотрудникам службы авиабезопасности, что, видимо, подразумевает оплату их труда государством.

Пока же другая российская авиакомпания планирует связывать пьяных пассажиров скотчем во время рейса, чтобы они не угрожали безопасности полета. А затем имена и фамилии дебоширов будут публиковать в открытом доступе. Тем самым авиаперевозчики снова пытаются поднять вопрос о создании "черных списков". Сегодня перспективы этой идеи в пакете с проектом запрета алкоголя из duty free выглядят намного предпочтительнее.

В середине мая текущего года Госдума заявила о готовности рассмотреть вопрос о введении черных списков пилотов и пассажиров авиакомпаний. А уже в сентябре замминистра транспорта России Сергей Аристов одобрил идею на заседании Госдумы.

"Если эти права (на передвижение – ред.) будут ограничиваться в связи с какими- то формами привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений на борту, или серьезными административными правонарушениями, наверное, там можно каким-то образом найти состыковку с Конституцией и данным законопроектом", - не исключил Аристов.

Временное ограничение использования товаров, купленных в duty free, отказ неблагонадежным пассажирам в продаже билетов, вкупе с давней идеей Минспорта ввести именные билеты, чтобы запретить посещение стадионов болельщикам, нарушившим правила поведения зрителей, - в совокупности эти проекты указывают вектор свежей мысли законодателей.

Их принятие станет основой для закрепления в российской практике законной возможности запрета заключать определённые гражданско-правовые договоры за совершение публично-правовых правонарушений. В перспективе подобные прецеденты должны благожелательно сказаться на воспитании цивилизованного поведения у части наших раскованных сограждан.

В ближайшее время принятие закона о запрете проноса алкоголя на борт самолета, несмоненно, вызовет массу скандалов. Многие из них будут запущены и поддержаны владельцами магазинов duty free, которые получают около 40% выручки от продажи алкоголя.

Однако, когда практика временного изъятия алкоголя войдет в привычку, сами же владельцы магазинов, скорее всего, пойдут на давно ожидаемый и абсолютно устраивающий все заинтересованные стороны шаг: повсеместный перенос магазинов duty free в зону прилета.

Эксперты давно полагают, что если пассажир получит гарантированную возможность приобрести тот же самый товар со скидкой по посадочному талону уже после того, как он сойдет с борта самолета, исчезнет половина проблем авиакомпаний, пилотов, стюардесс, пассажиров с детьми и большинства других мирных граждан.