Последний крупный теракт в столичном регионе – взрыв в аэропорту Домодедово в январе 2011 года – наглядно показал, что даже в ходе направленных террористических атак жертв может быть меньше, если люди знакомы с элементарными правилами безопасного поведения. Сами собой такие знания не появляются. Поэтому в рамках частно-государственных партнерств сегодня крайне актуальны мероприятия, посвященные обеспечению безопасности населения на транспорте. Как бы это самое население не раздражали отдельные меры, введенные недавно, как раз после взрывов в метро и аэропортах. Например, дотошные личные досмотры перед посадкой в самолет.

Юрий Кобяков, вице-президент Компании развития общественных связей (КРОС), которая непосредственно занимается такой информационной и разъяснительной работой среди российских граждан, объяснил РАПСИ, зачем нужна специальная программа и почему некоторые действия государственных структур в этой связи порой вызывают недоумение.

- В крупных транспортных узлах с некоторых пор появилось довольно много бросающейся в глаза наглядной агитации, как правильно вести себя при пользовании общественным транспортом. При этом речь не идет о банальностях наподобие своевременной оплаты проезда или просьбах уступать место пожилым людям. Что стало причиной развернутой агитационной кампании? Только ли террористические акты, крайний из которых был довольно давно – почти два года назад?

- Во многом, безусловно, именно террористические атаки и действия преступности, иногда и  интернациональной, заставляют государство разъяснять людям, как правильно себя вести в нештатных ситуациях в общественных местах. Транспорт вообще, аэропорты, аэровокзалы, железнодорожные вокзалы, автобусные станции – во всех странах мира весьма уязвимые места с точки зрения безопасности, какие бы серьезные меры ни предпринимались правоохранительными органами. Через эти узлы проходят ежедневно миллионы человек. К примеру, московский метрополитен, второе по интенсивности использования метро в мире после токийского, каждый будний день перевозит до 9 миллионов пассажиров. Без осознанного поведения самих пассажиров очень трудно, если вообще возможно, в таком потоке уследить за каждым злоумышленником. 

- Отслеживать злоумышленников – формально задача государства. Причем здесь ваша компания?

- В 2010 году, после очередной серии террористических актов,  государством была принята Комплексная программа обеспечения безопасности на транспорте, которая рассчитана до 2013 года. В соответствии с ней проводится серьёзная научно-исследовательская работа, на объекты транспорта поставляются новейшие технические средства,разрабатываются системы оповещения и информирования, мониторинга и контроля, вносятся необходимые изменения в нормативную правовую базу, проходят  переподготовку работники транспорта и т.д. Координатором реализации всей этой весьма сложной долгосрочной Программы является Министерство транспорта РФ. Общая стоимость всего  большого комплекса   мероприятий  - 46,7 млрд. рублей. Но здесь главная цель – сохранение жизни и здоровья каждого гражданина – оправдывает затраченные средства.

Частью общегосударственной Комплексной программы является целенаправленная и систематическая информационно-разъяснительная работа с населением по вопросам безопасности на транспорте. Для решения этой задачи в 2011 году Минтрансом был проведён открытый конкурс, который мы выиграли. С этого времени мы реализуем задачи государственного контракта по проведению информационно-разъяснительной кампании, рассчитанной на 2011-2013 годы.

- То есть чиновники, к примеру, Минтранса, сами не рискнули проводить такую работу, переложив ее бремя на вас.

- Дело не в этом. Такого рода широкомасштабную и, я бы сказал, деликатную и чувствительную для наших граждан задачу - обеспечение безопасности на транспорте - государственные структуры, Минтранс, спецслужбы и правоохранительные органы могут качественно решать только опираясь на поддержку населения, гражданского общества, СМИ.  Они это прекрасно понимают. Именно в этом мы, как одна из крупнейших PR-структур,  можем оказать им эффективную профессиональную помощь.

Тем более, что мы еще до участия в открытом конкурсе Минтранса РФ в 2011 году работали по теме антитеррора. В течение 2009 года "КРОС" по заданию Национального антитеррористического комитета и ФСБ РФ проводил исследовательские работы и информационные проекты, разрабатывал основы медиаполитики, направленной против идеологии и практики терроризма. В частности, в ряде городов России проводились круглые столы по идеологии терроризма и экстремизма с участием специалистов разного профиля, были организованы  социологические исследования, проведён всероссийский журналистский конкурс по этой теме, подготовлены аналитические материалы, рекомендации и предложения. В апреле 2010 года "КРОС" представил на международной конференции по антитеррору, организованной по инициативе Совета Безопасности РФ,  специальный доклад "О некоторых проблемах и особенностях  участия СМИ и гражданского общества в  мероприятиях по информационному противодействию идеологии  терроризма и экстремизма".

- В чем заключается концепция вашей работы?

- Во-первых, нужно повысить уровень информированности населения о проводимых государством специальных мероприятиях по обеспечению безопасности людей на всех видах транспорта. Чтобы люди понимали, как государство заботится об их безопасности.  Во-вторых, необходимо дать людям, причём в максимально удобной и доступной для них форме, нужные знания в вопросах поведения на транспорте в случае возникновения террористической угрозы. В-третьих, начиная с детских лет, нужно вырабатывать стереотипы поведения, которые должны помогать государственным структурам в надёжном обеспечении безопасности на  транспорте и не только, сохранении жизни и здоровья каждого пассажира. И, наконец, вся эта большая и тонкая работа государственных и информационных структур, повышая уровень бдительности населения, не должна провоцировать возникновение у людей "антитеррористического психоза",  чрезмерно высокого уровня тревожности.

Поэтому наша информационно-разъяснительная кампания делается методично, комплексно,расчитана на разные целевые аудитории и разбита на 9 больших этапов.  Все мероприятия проводятся в соответствии с детально разработанными техническим заданием и календарным планом на 2011-2013 годы, в координации со специалистами  Минтранса и в тесном  взаимодействии с другими госструктурами, правоохранительными органами, СМИ, общественными организациями.

Агитационное мероприятие в кинотеатре Екатеринбурга // Пресс-служба КРОС

- Что уже получили в результате обычные граждане?

- Если подробно перечислять всё, что уже сделано, это займёт слишком много времени. Поэтому расскажу лишь об основных мероприятиях, работах и акциях, ориентированных на различные целевые аудитории и регионы России.

Мы разработали и нарисовали  семь анимационных 3D-роликов, касающихся различных аспектов безопасности на транспорте. Они в настоящий момент крутятся на всех возможных экранах в аэропортах, железнодорожных и автовокзалах, а также в поездах «Сапсан» и в «Аэроэкспрессах».

Вместе с телеканалом "Россия-24" подготовлены и вышли в эфир 16 выпусков специальной программы "Безопасный маршрут". Разработаны и записаны 8 рекламных аудиороликов, которые звучат в эфирах таких популярных радиостанций как "Эхо Москвы" и "Милицейская волна".

На известных интернет-ресурсах опубликованы десятки материалов по вопросам безопасности на транспорте. Специальные рекламно-агитационные баннеры размещаются на крупнейших интернет-площадках - "Одноклассники.ру", "Мейл.ру", "Рамблер.ру" - прокручено более 20 млн. показов. Создан и наполнен материалами, постоянно обновляется  специализированный интернет-портал "Транспортная безопасность".

Фрагмент листовки для агитационного мероприятия // Пресс-служба КРОС

В Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Волгограде и Москве  мы провели 5 театрализованных и игровых мероприятий, направленных на повышение бдительности граждан. В Самаре и Волгограде по заданию Минтранса  на транспортных объектах размещалась специальная реклама.

Мы организовали серию  круглых столов для представителей СМИ, интересные пресс-туры, подготовили публикацию 4-х полосной вкладки  по вопросам безопасности на транспорте тиражом 2,2 млн. экземпляров. Организовали и провели всероссийский конкурс, по результатам которого за лучшие публикации по проблемам безопасности на транспорте были награждены 10 журналистов из Нальчика, Санкт-Петербурга, Смоленска, Москвы, Ростова-на Дону, Нижнего Новгорода.

Специально для детей младшего школьного возраста была подготовлена и выпущена тиражом 3000 экземпляров красочная книжка "Дневник маленького путешественника", в которой в доходчивой форме даются ответы на вопросы обеспечения безопасности, которые, к сожалению, ещё долго будут оставаться актуальными. Кстати, это издание оказалось настолько успешным и популярным, что в некоторых регионах ее переиздали.    

Обложка "Дневника Маленького путешественника" // Пресс-служба КРОС

- Результаты пропагандистской кампании видны?

- Промежуточные - и это объяснимо. Но реальные результаты уже видны. Напомню, что программа рассчитана до конца 2013-го, она выполнена только наполовину и в наступающем году предстоит еще очень много сделать. 

Что касается реакции населения на эту работу сегодня, то ее вполне наглядно показывают независимые социологические опросы.Не так давно, согласно исследованию ВЦИОМ, выяснилось, что за последний год уровень удовлетворенности граждан мерами, принимаемыми властью  для обеспечения безопасности граждан на транспорте, вырос до 58%. В 2011 году данный показатель составлял 43%. Пятнадцать процентных пунктов за год - это очень хороший результат. 

Почти треть опрошенных полагает, что в СМИ за последний год увеличилось количество информации, связанной с обеспечением безопасности людей на транспорте. По данным все того же ВЦИОМа, при всей ограниченности наших ресурсов, 45% опрошенных видели, слышали или знают о наших 3D роликах по безопасности на транспорте. Это тоже очень хороший рейтинговый показатель. Опрошенные знакомы с подготовленной нами специальной телепрограммой "Безопасный маршрут". 

-  В конце минувшей недели на лентах ряда информационных агентств появились невнятные слухи о том, что Генпрокуратура РФ проверяет комплексную Программу Минтранса и у нее возникли  вопросы как раз по информационной кампании. И как обычно – дело в деньгах. Мол, из более чем 100 млн. руб., выделенных на программу государством, потрачено в реальности меньше. Что это за история?

- Ситуацию на сегодняшний день действительно можно охарактеризовать как невнятную. И это, признаться, вызывает у нас недоумение. Я в данный момент ничего не могу сказать ни относительно результатов прокурорской проверки, информация о которой фигурирует в сообщениях некоторых СМИ. Мы в компании никаких уведомлений на этот счет не получали. Со своей стороны мы открыты и всегда готовы ответить на любые вопросы, касающиеся этой кампании.

С сожалением вынужден констатировать:  данные о содержании госконтракта и объёмах выполненных по нему работ, которые также мелькали в последние дни в некоторых СМИ, не имеют ничего общего с действительностью. Это непонятно кем и зачем подобранная информация, которая, впрочем, может быть легко опровергнута цифрами, фактами и документами. В частности, приведены цифры о том, что на разработку интернет-портала потраченно 2,6 млн рублей, при том что в действительности эта сумма включает в себя как разработку портала, так и поддержку его в течении 24 месяцев. Что, собственно, для любого специалиста снимает все возможные вопросы о соотношении цены и объёма работ.

Хочу еще раз напомнить – программа рассчитана до конца следующего года, она не просто не закончена - а находится ровно на своей середине, КРОС продолжает работу по заданию Минтранса в полном объёме.  Наши приоритеты в этой части не изменились ни на йоту.

Беседовал Владимир Новиков.