Ученые готовы признать одной из главных причин распространенности телесных наказаний в России всеобщую привычку к насилию, жертвами которой являются не только взрослые, но и дети. Вплоть до ХХ века физические методы исправления жен и детей были обыденной практикой во всех слоях российского общества, и воспринимались даже как проявление любви и заботы исправляющего.

Аркадий Смолин, специальный корреспондент РАПСИ

В то же время отдельные церковные чины уже с начала XVIII века пытались нести в массы гуманистическое и правовое просвещение. Так, например, против физического наказания "погрешающей" жены выступал асессор Священного Синода иерей Анастасий Кондоиди. Он приводит пять причин, по которым "ранами же и биением жену наказывать несть мужне": "1) происходит от свирепства и жестокосердия, чему бытии не подобает; 2) благоразумному и равному и дружелюбному брачному совокуплению противно; 3) любовь брачную искореняет в обоих; 4) самое искусство учит, яко исправление и миротворение фамилии не таким образом происходит; 5) никакими правилами, как божественными, так и человеческими не утверждается, ниже есть во употреблении, разве в лишенных ума и пианствующих".

Вскоре такие идеи получили нормативное воплощение в Екатерининском проекте Уголовного уложения, который вполне можно назвать первым официальным признанием недопустимости побоев в семье. Этот документ практически уравнивает заведомые побои с неумышленным увечьем по неосторожности: если муж "от невежества" или по иной причине станет бить жену и она останется увечной навсегда или жизнь ее в опасности, то преступник (изувечник) подлежит лишению чести или состояния и тюремному заключению.

Марианна Муравьева, член правления Российской ассоциации исследователей женской истории, особо отмечает важное добавление "по иным причинам", которое криминализирует любые формы побоев, исключая возможность физического воздействия "по причине" и окончательно лишая мужчину права "исправлять" своих домашних силовыми методами.

Интересно, что Екатерина признает причину побоев в "невежестве" мужа, предполагая, что человек просвещенный такие действия совершать не будет. Субъективная оценка императрицы до сих пор подтверждается результатами социологических опросов.

Исследование Института социологии РАН в 2009 году показало, что главный фактор, влияющий на распространенность насилия в семье (женам, детям) – уровень образования: чем он выше, тем реже респонденты применяют физические наказания. Второй фактор – материальное состояние: среди обеспеченных людей только 40,1% позволяет себе рукоприкладство, в то время как среди бедных – 62,6%.

Однако со времен Екатерины II, не только светские, но и церковные власти, начали признавать, что власть мужа не должна быть деспотической, ибо жена вправе не слушаться мужа своего, если он неразумен, поспешен в своих решениях, просто глуп или имеет «развращенный» ум, в этом случае муж должен слушаться разумной и мудрой жены. В политической терминологии того времени в этом случае жена должна иметь право на "восстание", то есть сопротивляться неадекватной воле мужа.

Можно было бы предположить, что постепенно подобное расширение прав женщин сведет на нет традицию (именно традицию, а не эксцессы, вызванные патологиями конкретных личностей) семейного насилия над женами и детьми. Однако прошло более века с указа Екатерины II, а в российской бытовой практике мало что изменилось.

Максим Горький живописал типичное наказание за супружескую измену, которое он наблюдал в июле 1891 году в деревне Кандыбовке Херсонской губернии:

"По деревенской улице… с диким воем двигается странная процессия. К передку телеги привязана веревкой за руки маленькая, совершенно нагая женщина. Все тело ее в синих и багровых пятнах, грудь рассечена. Должно быть, по животу женщины долго били поленом, а может, топтали его ногами в сапогах — живот чудовищно вспух и страшно посинел… А на телеге стоит высокий мужик, в белой рубахе... в одной руке он держит вожжи, в другой — кнут и методически хлещет им раз по спине лошади и раз по телу маленькой женщины. Сзади телеги и женщины, привязанной к ней, валом валит толпа…"

Прошло еще более столетия. Однако даже участие во всех основных международных программах по искоренению семейного насилия и защите прав женщин так и не позволило искоренить эту неприятную традицию в России. Статистические показатели за это время мало изменились. По данным К. Григорьева на 2006 год, уровень применения физических наказаний в российских семьях составляет от 50 до 95%, не менее 5% детей постоянно испытывают физические оскорбления.

Исследование насилия над женами, проведенное И. Д. Горшковой и И. И. Шурыгиной  в 2002 году в семи экономических регионах России, показало, что половина опрошенных подвергались хотя бы однажды физическому насилию со стороны нынешнего мужа: ударил или толкал, тряс, не бил, но причинял сильную боль другими способами, например, выкручивал руки. Также было выявлено, что хотя бы раз муж ударил 41% женщин, из которых 26% подвергались избиению неоднократно, в том числе 3% женщин мужья били раз в месяц и чаще.

Насилие над детьми

Чтобы разобраться в причинах такой неприятной стабильности, имеет смысл обратить внимание на пугающую динамику отношения россиян к семейному насилию над детьми.

В апреле 1992 года на вопрос всесоюзной анкеты ВЦИОМ "Допустимо ли наказывать детей физически?" утвердительно ответили только 16% жителей РСФСР, против высказались 58%. При опросе ФОМ, в 2004 года телесные наказания детей сочли допустимыми уже 54% россиян. А в 2008 году ФОМ зафиксировал, что число разделяющих потребность в телесных наказаниях детей школьного возраста выросло до 67%.

Последнее статистическое изменение носит принципиальный характер. Дело в том, что международное исследование, проводившееся почти одновременно с опросом ФОМ, определило среднемировой показатель насилия над детьми в 55%. Впрочем, стоит отметить, что распространенность физических наказаний больше зависит не от национальности, а от социальной группы: например, бьют детей 15% образованных индийцев и 76% бедных малообразованных перуанцев.

Напрашивается вывод о прямой связи агрессивности с невежеством. Из чего можно сделать вывод о том, что бороться с насилием в семье можно только повышением общего уровня образования, в т.ч. путем внедрения различных обязательных требований.  Однако исключения из этого правила выглядят еще более пугающе. Можно вспомнить образованного Алексея Кабанова, а можно – и Василия Розанова.

Известный русский писатель и философ В.В. Розанов, который 11 лет проработал гимназическим учителем, рассказывал, что к нему нередко являлись матери учеников с просьбою наказать оных розгами.

Возможно, отчасти это было связано с известными садистскими наклонностями самого писателя. Один из бывших учеников так вспоминает его обращение с первоклассниками:

"Когда ученик отвечал, стоя перед партой, Вас. Вас. Подходил к нему вплотную, обнимал за шею и брал за мочку его ухо и пока тот отвечал, все время крутил ее, а когда ученик ошибался, то больно дергал. Если ученик отвечал с места, то он садился на его место на парте, а отвечающего ставил у себя между ногами и все время сжимал ими ученика и больно щипал, если тот ошибался. Если ученик читал выбранный им урок, сидя на своем месте, Вас. Вас. подходил к нему сзади и пером больно колол его в шею, когда он ошибался. Если ученик протестовал и хныкал, то Вас. Вас. колол его еще больней. От этих уколов у некоторых учеников на всю жизнь сохранилась чернильная татуировка. Иногда во время чтения нового урока [...] Вас. Вас. отходил к кафедре, глубоко засовывал обе руки в карман брюк, а затем начинал производить [ими] какие-то манипуляции. Кто-нибудь из учеников замечал это и фыркал, и тут-то начиналось, как мы называли избиение младенцев".

Интересно, что даже  такая странная практика, как поиск среди знакомых человека, который согласится выпороть ребенка, сохранилась в России до наших дней. Более того, в некоторых местах она принимает промышленный размах. Профессор Игорь Кон, описывает объявления в газетах, в которых одинокие матери, в т.ч. доценты, будучи не в силах сами справиться с сыном-подростком, ищут для этой цели профессионального "поротеля".

Возможно, положительный эффект порки детей подтверждает практика? Однако классик советской педагогики Антон Макаренко, настаивал, что авторитет, построенный на порке, вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и одновременно воспитывает в ребенке жестокость. "Из забитых и безвольны детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры".

Доказательством этому утверждению служат обнаруженные недавно медицинские факты: физические наказания ведут к изменениям структуры мозга ребенка. Проведенное в Бостоне (США) исследование выявило взаимосвязь между недоразвитием определенных мозговых структур и жестокими наказаниями в детстве.

В исследовании приняли участие 1455 молодых людей (18-25 лет), среди них выявлены 23 человека, подвергавшихся тяжелым наказаниям и 22 здоровых человека, вошедших в контрольную группу. Их мозг исследовали при помощи МРТ. У тех, кто подвергался насилию в детстве, объем серого вещества мозга в префронтальной коре был значительно (на 15-20%) снижен по сравнению с контрольной группой. Кроме того, была отмечена четкая взаимосвязь между снижением объема серого вещества и худшими результатами тестов на IQ: т. е. интеллект тоже оказался ниже.

По-видимому, жестокие наказания частотой раз в месяц могут приводить к сокращению объема мозга и ухудшению интеллекта. В свою очередь, возможно, именно такая ограниченность развития приводит впоследствии к желанию самому воспитывать детей и жену (мужа) с применением физического насилия. 

Теорию подтверждают данные американских исследователей: от 74 до 92% семейных обидчиков признались, что в детстве они и их матери подвергались насилию со стороны отца. Согласно исследованию, осуществленному в кризисном центре по предотвращению насилия «АННА», примерно 85% российских обидчиков выросли в семьях, в которых отец избивал мать.

Это правило применимо не только к США и России, но и практически к любой стране мира. Например, социологи подсчитали, что студенты китайских университетов, которые в детстве подвергались телесным наказаниям, чаще допускали физическое, эмоциональное и сексуальное насилие по отношению к своим девушкам, чем те, которых в детстве не шлепали.

Диагноз

Все имеющиеся в нашем распоряжении медицинские, социологические и исторические факты подтверждают тот факт, что домашнее насилие, в т.ч. воспитание супругов и детей, порождает не только новое насилие, агрессию и подготавливает людей к совершению преступления, но и является одним из важнейших факторов социальной неустроенности, деградации и перманентной отсталости как конкретных индивидуумов, так и целых слоев населения.

Совет Европы и ООН давно добиваются полного запрещения телесных наказаний детей, считая их не формой воспитательного воздействия, а нарушением прав ребенка и физическим насилием над ним. Возможно, не только российским властям, но и простым гражданам имеет смысл внимательнее изучить Рекомендацию ПАСЕ 1666:

"Любое телесное наказание детей является нарушением их основных прав на человеческое достоинство и физическую неприкосновенность. Тот факт, что эти телесные наказания по-прежнему остаются законными в ряде государств, нарушает основополагающее право детей на такую юридическую защиту, как и у взрослых. В европейских обществах запрещено бить детей, а дети – это люди".