Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ

В московском метрополитене произошло очередное чрезвычайное происшествие. Нет нужды напоминать, что это уже третье ЧП в столичном метро за неделю.

По результатам расследования причин предыдущего возгорания уволен начальник службы электроснабжения метрополитена, главному инженеру объявили выговор. Жертвы аварий, зафиксировавшие в больнице нанесенный здоровью ущерб еще могут рассчитывать на некоторое материальное возмещение.

Однако компенсировать страх и стресс пассажирам метрополитена при дальнейшем его использовании увольнения и громкие слова вряд ли способны.  Что делать остальным, пережившим ужас, а также до сих пор ищущим в себе силы справиться с полученными моральными и психологическими травмами? Как им ежедневно пользоваться транспортом, альтернативы которому нет?

Очевидно, что любые обещания и даже правовые гарантии в форме введения упрощенной процедуры компенсации будут малоэффективны, поскольку кредит доверия к системе безопасности (в особенности технической) метрополитена близок к нулю.

Когда право и законы бессильны, на помощь могут прийти доведенные до совершенства политтехнологами инструменты замещения. То, что всему миру известно под названием спин-докторинг. Метрополитен на разных континентах успешно обкатывает эту форму психологической терапии, перенаправляющей внимание пассажиров с реальной угрозы на вымышленную или существенно менее вероятную.

И здесь на помощь метро, властям и гражданам приходит чудесный эффект кино, который во благо и во вред зачастую нивелирует действие законов и прав.

На самом деле, такая манипуляция сознанием пользователей не только позволяет скрыть некритические ошибки, недоработки и, возможно, иногда последствия краж, коррупции и халтуры. Гораздо важнее, что мифы о метро оказывают седативный эффект на психологию пассажиров, снимая стресс и проводя профилактику моральных травм.

О чем, собственно, речь? Давайте, присмотримся, на каких опасностях метрополитена акцентируют наше внимание авторы наиболее популярных тематических фильмов.

Удивительно, но почти никто не уделяет достойного внимания проблеме огромных крыс-мутантов история о которых циркулирует буквально с рождения подземки. Видимо, функция сбора информации об оных полностью отдана городскому фольклору и профильной прессе.

Зато существование подземного народа, похоже, не оставляет сомнений. Ему посвящены сразу несколько блокбастеров, раскрывающих детали истории их выживания, внешность и привычки с всевозможных сторон и ракурсов. Что, бесспорно, должно помочь пассажирам при личной встречи с ними.

Например, в российском фильме 2007 года "Путевой обходчик" режиссер Игорь Шавлак рассказывает нам историю о пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС, которых исследовали в запертых туннелях, пока один не поубивал охранников и не сбежал. Человека под условным именем Путевой обходчик и стоит опасаться пассажирам. Узнать его можно по привычке вырывать глаза при встрече.

Более въедливо подошел к теме британец Гари Шерман, который еще в 1972 году снял фильм "Смертельный туннель". В нем он обобщил всю информацию о  потомках тех рабочих, что были завалены в результате оползня при строительстве метро в 1895 году. Тогда считалось, что все рабочие погибли, но они выжили и размножились в подземелье, питаясь мясом умерших товарищей. Соответственно, зрителям, пользующимся метро, предлагается быть бдительным по отношению к тем, кто демонстрирует желание их укусить.

Сложно понять, о том же самом народце повествует Рюхэй Китамура: возможно, они совершили качественный скачок в своей эволюции за прошедшие между съемками 35 лет, или же речь идет об их потенциальных конкурентах? Как бы то ни было, в фильме 2008 года "Полуночный экспресс" пристрастия подземных человекообразных не изменились и даже усугубились. Они нанимают случайных людей, чтобы те убивали и разделывали пассажиров последних рейсов метро. Причем, машинисты не пытаются помешать происходящему, поскольку, судя по всему, подкуплены владельцами подземной бойни. Главная польза от этого фильма в том, что он предупреждает о сигнале опасности для пассажиров – им должно стать объявление машиниста: "Пожалуйста, отодвиньтесь от мяса".

Впрочем, в метро живут не только каннибалы, но и старые добрые бомжи. В случае опасности имеет смысл воспользоваться их услугами,  сообщает нам режиссер Джейн Линфут. В своем фильме 2004 года "Ужас в метро" она рассказывает историю Кейт, которой пара бездомных пыталась помочь  выбраться по рельсам до открытого выхода из запертой подземки. Впрочем, не стоит забывать, что даже их знания не всегда способны уберечь от подземного чудовища.

Радикально раздвигает границы темы фильм "Куотермасс и колодец" режиссера Роя Уорда Бейкера. Еще в 1967 году он сообщил об обнаружении космического корабля во время работы над новым маршрутом метро. Ученые определили, что прибыл тот с Марса пять миллионов лет тому назад. Негативным последствием находки стало резкое повышение уровня радиации в метро. Так что каждому пассажиру не помешает счетчик Гейгера, если он, конечно, не хочет мутировать в неведомую злую тварь.

На людей с научным взглядом на мир ориентирован фильм Густаво Москера "Мебиус" (те, кто не знает, что означает это слово, следующий абзац могут пропустить). В 1996 году он обратил внимание на бесследное исчезновение в самом центре железнодорожных туннелей метрополитена Буэнос-Айреса состава с несколькими десятками пассажиров в вагонах. После внимательного изучения чертежей и схем туннелей метро, эксперты пришли к выводу, что пропавший состав, который слышно, но не видно, оказался в четвертом измерении. Надо заметить, схожую коллизию описывала в своем рассказе российская писательница Анна Старобинец. А как говорил признанный мудрец Георг Вильгельм Фридрих Гегель, реальностью является только то событие, что было описано двумя независимыми источниками. Впрочем, что делать пассажирам во избежание такой неприятной ситуации все равно непонятно.

Наконец, аудиторию рациональных, вменяемых, скептически настроенных пользователей метро покрывает новинка российского кинопроката – фильм Антона Мегердичева с не ищущим дешевых эффектов названием – "Метро". Соответствуя обложке, не претендует на сенсационность, шокирующие эффекты и его содержание: в фильме спокойно и методично рассказывается, как и с какими последствиями будет затоплен московский метрополитен в результате ошибок всех ответственных лиц. Особое внимание уделяется контакту воды с питающим рельсом.

Почему такие фильмы выгодны метрополитену? Почему они заслуживают финансирования из бюджета городов, где проложена подземка? Почему, наконец, их просмотр необходим пассажирам, если они не хотят сойти с ума, ежедневно заходя в транспорт, гарантию безопасности которого им никто не предоставляет?

Ответ на эти вопросы один. Когда пассажир, насмотревшись таких фильмов, заходит в метро и не видит на станции никаких признаков подземных жителей, а в туннелях – гигантских крыс, инопланетян или, наконец, потоков воды с потолка, он уже не станет задумываться о старых кабелях, трещины в которых можно разглядеть даже сквозь стекло окна движущегося состава, не будет определять количество прицепных вагонов, которые должны были быть списаны еще десяток лет назад, после того как перестали давать тягу, сбои в вентиляции или подсчитывать число пьяных на станции, которых, по правилам пользования метрополитена, должны были задержать еще на входе, чтобы они никого не толкнули под движущийся состав.