Нина Еременко, адвокат

В четверг МВД РФ сообщило, что фальшивые лекарства для ВИЧ-инфицированных и онкобольных на 500 миллионов рублей продали аферисты в ряде регионов РФ, в том числе Москве и Подмосковье.

По данным ведомства злоумышленники подделывали дорогостоящие лекарства "Меронем", "Десферал" и "Герцептин", после этого распространяли фальсификат через аптечные сети Москвы, Подмосковья, Кабардино-Балкарской Республики, Ростовской и Воронежской областей.

В этой связи особо надо отметить, что гражданам, их родственникам и близким, которые в этот период находились на лечении в специализированных медучреждениях, в том числе онкологического профиля, или получали лечение в связи с ВИЧ-заболеванием необходимо обратиться с заявлением в правоохранительные органы.

Поскольку впоследствии именно они, а не только добросовестные фармацевтические компании, могут быть признаны потерпевшими по этому уголовному делу. Именно физическим лицам этим преступлением был причинен огромный физический, моральный и имущественный вред.

Юридическому лицу в таких случаях может быть причинен вред имуществу и деловой репутации.

В то же время, правоохранительным органам, в первую очередь, предстоит выяснить, каким образом проводился тендер на госзакупку данных некачественных препаратов. Важно также установить, какие фармацевтические компании приняли участие в тендере? Не исключено, что в тендере могли принимать участие компании, которые не имеют отношения к производству лекарств или это могли быть подставные фирмы-однодневки. Важно также установить, где и как закупались или производились эти фальшивые лекарства.

Нужно отчетливо понимать, что принять участие в тендерах на поставку лекарств очень сложно, поэтому со всей определенностью можно предположить, что в этой схеме может иметь место коррупционная составляющая. Компании участники тендера должны отвечать предъявляемым им требованиям закона.

Если на протяжении ряда лет одни и те же компании или фирмы с одной и той же фармацевтической продукцией участвуют в тендерах на закупку медпрепаратов  это требует серьезного внимания со стороны контролирующих и правоохранительных органов. Со всей очевидностью можно предположить, что у производителя были конкретные организации, которым некачественная фармацевтическая продукция поставлялась. Именно они становились поставщиками этих фальсификатов. Очевидно, что в этом случае все звенья  этой преступной схемы – от производителя до организации реализующей фальсификаты - должны понести соответствующее наказание.