Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ

Масштабная война против нелегальных мигрантов в столице привела к тому, что задержанным в спецприемниках не хватило мест. Главное управление МВД России по городу Москве совместно с МЧС открыли палаточный лагерь. Он уже почти заполнен, однако правовой статус инициативы до сих пор неясен.

Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин назвал условия содержания людей в лагере не соответствующими минимальным нормам, обозначенным в постановлении правительства.

На такой случай существует принцип правового положения личности, под названием гуманизм. Он предполагает человечность в отношении к людям, уважение личности, ее прав и свобод.

Принцип гуманизма закреплен в ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". В отношении статуса иностранных граждан данный принцип приобретает особое значение, поскольку требует гуманного отношения к наименее защищенной категории лиц.

Жертвы или злодеи

Словом, кажется, уже всем очевидно, что временный лагерь для нелегалов, как и постоянно действующие центры для мигрантов являются настолько вопиющим фактом нарушения целого свода прав человека, закрепленного как международных соглашениях, а также гарантируемого главным законом страны, что впору говорить о тотальном правовом нигилизме.

Нелегальная миграция как путь в лагеря >>>

Очевидно-то оно всем, однако остается вопрос, насколько оправдан такой формальный подход к букве закона в критической ситуации.
В подобных случаях, когда возникают подозрения в аннигиляции прав человека, у нас принято искать аналогии на Западе. Не то, чтобы Австралию можно было назвать Западом в географическом смысле этого слова, но в вопросе отстаивания либеральных и демократических ценностей эта страна ни в чем не уступает Европе и США. Так вот, именно в Австралии одно из самых жестких наказаний за нелегальную миграцию: депортация на острова на севере побережья в иммиграционную зону для принудительных работ. В переводе на русский – каторга.

В России ничего подобного не предлагают даже сами радикальные партии, даже в маргинальной среде сложно найти столь изобретательное решение. Стоит ли этим гордиться?

Попробуем, к примеру, разобраться в таком остром вопросе, как мигранты и преступность.

Палаточный лагерь в Гольянове /// Евгений Биятов, РИА Новости

На первый взгляд, статистика показывает, что националистам впору разойтись по домам. Например, 23 июля этого года на заседании Коллегии ГУ МВД России по Москве были подведены официальные итоги оперативно-служебной деятельности за первое полугодие. Среди оных, в частности, было озвучено, что "за 6 месяцев в Москве зарегистрировано 88 096 преступлений" из которых "5788 совершено жителями ближнего зарубежья". То есть иностранные граждане совершают 6,5% преступлений в Москве. Примерно такой же процент можно обнаружить в отчетах за 2011 и 2012 года.

При этом только по официальным данным 2007 года Москву навещает более 2 миллионов мигрантов. Официально. Шесть лет назад. То есть, в реальности их сейчас должно быть вдвое больше. В любом случае, уж точно больше чем 6,5% населения столицы. Словом, как ни считай, а мигранты оказываются более законопослушными людьми, чем москвичи-россияне.

Этот тезис подтверждает на государственном масштабе и официальная информация от ФСИН. Начальник управления исполнения приговоров и специального учета Сергей Есипов недавно заявил, что в настоящее время в российских колониях отбывают наказание около 587 тысяч осужденных, в том числе 27 тысяч иностранцев. В процентном отношении получается еще меньше - 4,6% мигрантов среди заключенных.

Причем, судя по цифрам, сажают практически всех виновных мигрантов, потому что статистика МВД РФ за 2012 год говорит, что иностранцами было совершено 1,8 % зарегистрированных в стране преступлений.

Получается, никакой вины мигрантов перед русскими нет, кроме того, что своим образцовым поведением они разжигают в местных гражданах худшие качества – зависть и ксенофобию? Опровергают этот тезис опять же сухие цифры.

Да, действительно, количество преступлений, совершенных мигрантами снижается. По словам прокурора Москвы Сергея Куденеева, в 2008-2012 годах их число снизилось вдвое: с 16 до 8 тысяч. Но в то же время выросла доля тяжких и особо тяжких преступлений. "Мигрантами в Москве совершается каждое пятое убийство, каждое второе изнасилование и каждое третье – грабежи и разбои", - утверждает прокурор.

"Особое беспокойство вызывает рост числа убийств и изнасилований, совершенных мигрантами", - вторит ему руководитель главного следственного управления СК РФ по Москве Вадим Яковенко.

Кроме того, стоит учесть, что низкая статистика мигрантской преступности может быть следствием заинтересованности в оных полиции. Ведь бесправные нелегалы выгодны не только владельцам торговых точек и бригадирам-строителям. Не менее удобны они и полиции, отдельные представители которой не брезгуют рэкетом самостоятельных мигрантов и периодическим сбором дани с рабовладельцев.

Безопасность государства

Часть 2 ст. 17 Конституции РФ устанавливает, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". Формулировка российской Конституции, использующая слово "каждый", позволяет сделать вывод о распространении принципа неотчуждаемости прав и свобод человека и на иностранных граждан, в т.ч. нелегальных мигрантов.

Неотчуждаемыми и неотъемлемыми признаются, в первую очередь, личные права, поскольку они могут быть ограничены только в исключительных случаях. Так, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Остановимся подробнее на пункте "безопасность государства".

Палаточный лагерь в Гольянове /// Алексей Куденко, РИА Новости

"Если раньше они (мигранты из Средней Азии) были мотивированы к тому, чтобы раствориться, мимикрировать и никак не выделяться среди местного населения, то сейчас, когда количество приезжих растет, есть мотивация к консервации статуса мигранта. То есть оставаться приезжими из Узбекистана или Таджикистана стало выгоднее", — заявил в интервью агентству "Росбалт" доцент факультета социологии СПбГУ, руководитель лаборатории "Центр социологических исследований" Николай Соколов.

На основании такого наблюдения, самые разные эксперты высказывают предположения, что вскоре гастарбайтеры  начнут создавать в России конкурентоспособные преступные группировки. Чему особенно способствует факт отсутствия в МВД аналога расформированной пять лет назад структуры региональных управлений по борьбе с организованной преступностью (РУБОП).

В то же время и закрывать границы со Средней Азией, отказываться от гастарбайтеров, расквартировывать их по 83 центрам с дальнейшей депортацией Россия не может себе позволить все по той же конституционной причине – "безопасности государства" и "обеспечения обороны страны". Политика привлечения мигрантов на заработки является прививкой от нищеты для такого чрезвычайно нестабильного региона, влияние террористических и экстремистских групп на который после вывода войск коалиции из Афганистана, по сути, никем не контролируется.

Наконец, не стоит забыть, что отказ от мигрантов, как и чрезмерное их запугивание в форме драконовских мер для нелегалов, может привести к экономическому коллапсу нашей страны. Минэкономразвития прогнозирует, что численность трудоспособного населения в России к 2020 году может уменьшиться на 8-9 %. По словам замминистра Андрея Клепача, численность трудоспособного населения в РФ через семь лет составит не более  79-80 миллионов человек при 87 миллионах на сегодняшний день.

"До сих пор мы развивались в условиях, когда трудовые ресурсы и занятость были стабильными. Сейчас мы вступаем в фазу, когда трудоспособное население сокращается", - утверждает Клепач.

Даже руководитель Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский признает, что привлечение иностранных мигрантов из роскоши превратилось в необходимость.

Другими словами, если не сегодня, то завтра российским властям все-таки придется налаживать контакт с мигрантами, в том числе и нелегальными. Одним из правдоподобных вариантов как это возможно устроить без дискредитации закона и двойных стандартов сейчас демонстрирует американский штат Калифорния.

Месяц назад Сенат этого штата принял новый законопроект, согласно которому полиция штата не имеет права передавать иммиграционным властям нелегалов, которые не были замечены в тяжких преступлениях. Получается, даже нелегальные мигранты могут продолжать жить и работать в стране, если не совершают ничего противозаконного.

Такая правовая философия вполне вписывается в американскую традицию, где отсутствует официальный институт прописки. Любой человек в США может оставаться невидимкой для властей хоть всю жизнь. Правда для этого ему придется спать в палатке или у знакомых, ловить рыбу в океане или красть еду в магазинах, заниматься самоврачеванием и перемещаться в пространстве исключительно пешком.
Ведь если человек решит воспользоваться привилегиями, предложенными государством – водить машину, владеть оружием, голосовать на выборах, а также покупать еду в приличных магазинах, пользоваться услугами врача, адвоката, водителя автобуса – в этом случае человеку все же придется сообщить государству о своем существовании, для получения личной карты.

Возможно, имеет смысл заменить сегрегацию мигрантов по принципу легальности и нелегальности на экономический критерий: тех, кто хочет остаться в России, или хотя бы пользоваться государственными благами, и сезонных гастролеров? Зарубежный опыт показывает, что такое решение может позволить больше сил уделять отслеживанию и контролю над всеми, без исключения, случаями противоправного поведения.

Нелегальная миграция как путь в лагеря >>>