Катерина Бондаренко, РИА Новости

Криминальная история Ростова-на-Дону пополнилась новой семейной страницей: на смену до сих пор не забытой банде грабителей и убийц братьев Толстопятовых пришла семья-банда Тарвердиевых, в которой, судя по всему, главарем была мать и жена, а дочь и супруг — помощниками. По мнению следователей, на их счету десятки убийств и ограблений, в том числе полицейских.

Задержание подозреваемых, которые на самом деле жили на Ставрополье, а в Ростовскую область ездили на "дела", стало бы очередной победой правоохранителей, если бы не одно обстоятельство. Поймали предполагаемых убийц, безнаказанно совершавших свои чудовищные преступления на протяжении многих лет, совершенно случайно. Проезжавшие мимо сотрудники вневедомственной охраны окликнули подозрительных людей около "ГАЗели" и тут же получили в ответ выстрелы — банда покидала очередное место преступления, оставив там разграбленный дом и убитых хозяев.

Итог перестрелки — смерть мужа Тарвердиевой и ранение дочери. К сожалению, не обошлось и без потерь среди полицейских — один погиб, один ранен.

Задержание

Восьмого сентября в Аксайском районе Ростовской области были задержаны 46-летняя Инесса Тарвердиева и ее раненая 25-летняя дочь Виктория, в перестрелке был убит сожитель старшей Тарвердиевой 36-летний Роман Подкопаев. Несколько позже были задержаны подозреваемые в пособничестве банде — бывший сотрудник ДПС Сергей Синельник и его жена Анастасия — родная сестра убитого Подкопаева.

Шесть лет назад все они проживали в Ставропольском крае. С 2007 года автоинспектора Синельника перевели на службу в Ростовскую область. С этого времени следователи ведут отсчет начала преступлений, при этом допуская, что совершать убийства подозреваемые начали задолго до этого.

Одно нераскрытое убийство

Изначально Тарвердиева с первым мужем и дочерью проживала в селе Дивное Ставропольского края в частном доме.

Она когда-то работала в архиве, а ее супруг — сторожем районной электростанции. Около 15 лет назад его нашли убитым, а преступление так и не раскрыли.

По данным следствия, в конце 90-х годов Тарвердиева повстречала Подкопаева. Родила от него вторую свою дочь, которую они регулярно брали на "дело", несмотря на то, что девочке сейчас 13 лет. Она была с ними в ночь задержания. Никто из взрослых не имел постоянной работы.

Дом Тарвердиевой и Подкопаева в Дивном обнесен высоким забором. Хозяева числились в малообщительных. То, что семья не работала и при этом жила в солидном доме, соседям подозрительным не казалось. Односельчане пребывают в шоке от последних известий о своих соседях и могут лишь сказать, что последние 10 лет семья редко бывала дома, что, по версии следствия, связано с тем, что банда всей семьей часто выезжала на "дела" в Ростовскую область.

Опять же, по данным следствия, подозреваемые нередко ночевали в палатке, которую возили с собой, а отсидевшись после преступления, возвращались домой. Следствие уже озвучило, что Тарвердиева сказала на допросе, что на преступления ходила "как на работу".

Жаль, что мало…

Сейчас следователи пытаются восстановить хронологию преступлений. Одна из причин жестоких расправ, по их мнению, корыстная: Тарвердиева и Подкопаев грабили дома своих жертв ради наживы. В их собственном доме в Дивном оперативники уже нашли похищенные вещи и ценности с мест преступлений: миллион рублей, изделия из золота, а также оружие, боеприпасы, глушители и записи с описанием эпизодов преступлений. Оружие они забирали у убитых полицейских, и это одна из причин, по которой подозреваемые охотились именно на правоохранителей. Тарвердиева призналась как минимум в убийствах пяти сотрудников полиции.

Первый громкий эпизод случился в сентябре 2012 года: в Новочеркасске расстреляли двух сотрудников вневедомственной охраны. Полицейские приехали к стоматологической клинике, где сработала сигнализация, и были убиты. Руководство регионального главка МВД тогда неоднократно заявляло, что раскрытие этого преступления является для ведомства "делом чести". Но тогда никто и не думал, что через полгода будет второе — убийство гаишника в Аксае в марте 2013. Затем последовало нападение на двух сотрудников ЧОПа в Новочеркасске, во время которого один из них скончался. Следующее убийство произошло в том же месяце на хуторе Малый Мишкин Аксайского района: возле своей машины был расстрелян сотрудник ДПС.

Задержанных подозревают и в убийстве сотрудника наркоконтроля: полковник Михаил Злыднев и его жена были убиты в феврале 2008 года в собственном доме. Неизвестные нанесли супругам ножевые и огнестрельные ранения.

Тарвердиева подтвердила следователям, что основной состав убитых неслучаен. На допросах она сказала, что сотрудников полиции убивала из личной ненависти, а во время одного из следственных действий обронила фразу "Жаль, что мало их убила".

На допросах и следственных экспериментах Тарвердиева ведет себя крайне уверенно. По словам следователей, она будто восторгается собой, чувствует себя героем, словно настал ее звездный час.

Откуда у семьи Тарвердиевой столько ненависти к правоохранителям, пока неизвестно.

Пособник-гаишник

Через несколько дней после задержания начальник регионального ГУМВД Андрей Ларионов сказал, что эту преступную группу оперативные службы региона разрабатывали семь лет. Предполагалось, что банде помогает сотрудник полиции. На первых допросах Тарвердиева выдала наводчика. Им оказался Сергей Синельник — гаишник из Ростовской области, в настоящее время уволенный из МВД.

По данным СУСК региона, Синельник владел оперативной обстановкой. А когда после преступлений полиция усиливала контроль на дорогах, подсказывал родственникам маршруты отступления. Кроме того, семья ставропольцев нередко отсиживалась у него дома. Синельник частично признал свою вину в пособничестве, его супруга вины не признает.

Тем не менее, в результате обысков во дворе дома бывшего гаишника обнаружена техника, похищенная в доме убитой семьи наркополицейского, а также женская шуба, числившаяся украденной из дома таксиста, убитого в ноябре 2012 года, которую носила супруга экс-автоинспектора.

Всплывшее дело Чудаковых

На задержанных пало еще одно подозрение — убийство семьи нижегородского спецназовца Чудакова, совершенное в июле 2009 года на трассе М-4 "Дон" на территории Ростовской области. Сам спецназовец, его жена и двое детей 11 и 7 лет были найдены в их изрешеченном пулями автомобиле.

По данным следствия, убийцы использовали карабин "Сайга". Через два месяца после происшествия был задержан подозреваемый в этом жестоком убийстве. Им оказался ранее несудимый местный житель 1982 года рождения Алексей Серенко.

В ноябре 2010 года следственный комитет России заявил о завершении расследования дела и направил его в прокуратуру региона для утверждения обвинительного заключения. Однако прокуратура вернула дело на доследование. Серенко в августе 2011 года был отпущен под подписку о невыезде.

По его словам, в качестве доказательств его вины следователи предоставили "только результаты баллистической экспертизы".

"После происшествия следователи у всех, кто живет в районе места убийства, собирали ружья. Я им сам отдал свою "Сайгу". Они провели экспертизу и сказали, что из такого оружия была убита семья Чудаковых", сказал Серенко, уточнив, что 410-я "Сайга" была ему нужна на случай самообороны — он работал на рынке.

Что дальше?

В настоящее время над уголовным делом задержанной ставропольской банды работают 15 следователей ростовского СУСК. По данным полиции, в ближайшее время материалы передадут в следственный комитет России. В среду официальный представитель СК РФ Владимир Маркин сообщил, что членам банды были предъявлены обвинения.

Конечно, с учетом резонанса и масштабов преступной деятельности подозреваемых, на окончательное раскрытие преступлений будут брошены лучшие силы, средства, которые, наверное, смогут найти ответ на вопрос — как так получилось, что этих людей никто ни в чем не подозревал?