Владимир Плешаков, управляющий партнер адвокатского бюро "Плешаков, Ушкалов и партнеры"
В производстве Следственного управления (СУ) УМВД России по Юго-Восточному округу (ЮВАО) столицы находится уголовное дело, возбужденное 7 августа 2014 года по признакам преступления, предусмотренного статьями 30 (часть 3) и 159 (часть 4) УК РФ. В качестве подозреваемых по данному не совсем обычному делу проходят граждане Кантемир К., Александр П. и Петр И.
Данная группа лиц не впервые обращает на себя внимание правоохранительных органов. В разные годы некоторые из этих граждануже обвинялись в совершении мошенничеств в особо крупном размере, приобретении прав на чужое имущество путем обмана, в составе группы лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба потерпевшим.
Этим летом вышеупомянутые товарищи снова попали в поле зрения следователей в связи с отчаянными попытками завладеть активами московского предпринимателя N.
И вот на этой истории я остановлюсь поподробнее.
Как лишают собственности
Схема, которой пользовались подозреваемые, при этом была вызывающе проста.
По материалам следствия, Кантемир К., который везде подает себя как юрист, некоторое время пытался оказывать бизнесмену N. услуги правового характера. Однако сотрудничества не получилось: предприниматель был вынужден от услуг К. отказаться, так как многиеинициативы правоведа имели мало общего с действующим законодательством РФ.
Пока загадка – то ли из-за этой нежданной отставки, то ли по каким-то другим причинам – но К. в какой-то момент решил взять свое чуть ли не силой. А именно - обманным путем завладеть несколькими квартирами в одном из столичных жилых комплексов, которые принадлежат N. Квадратных метров оказалось недостаточно – другой целью К. стали денежные средства N. Для реализации задумки юрист вступил в сговор с двумя бывшими сотрудниками компании, генеральным директором которой является бизнесмен – системным администратором Петром И. и коллегой-юристом Александром П.
Поначалу все у них пошло как по маслу. N. часто бывал за границей, чем вышеуказанная группа не преминула воспользоваться. При помощи не отозванных доверенностей и подложных документов (договоров купли-продажи квартир и расписки), они получили в постоянно действующем третейском суде «Арбитражный суд «Росарбитраж» три решения о взыскании с N. и его компании денежных средств, а также об обязанности гендиректора передать в собственность системного администратора И. (и оффшорной компании, гендиректором которой вдруг стал компьютерщик), квартиры.
Важная деталь: вел заседание «Росарбитража» судья, который, по иронии судьбы, ранее работал водителем Кантемира К.
Что в сухом остатке? Общая сумма требований к бизнесмену N., удовлетворенных третейским судом, составила более 8 млн. евро. Согласитесь – хороший куш, если даже поделить его на троих.
План "Перехват"
Естественно, «Росарбитраж» был только первой ласточкой. Впоследствии на основании его решений в Лефортовский районный суд Москвы и в Арбитражный суд города Москвы (АСГМ) были поданы заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда.
Следствие полагает, что и здесь злоумышленники проявили изрядную изобретательность. Скажем, Александр П. отвечал за перехват почтовой корреспонденции в адрес фирмы предпринимателя N. Сделать ему это было просто: у П. еще со времен работы в данной коммерческой структуре на руках была действующая доверенность. Зачем, спросите вы, были нужны такие шпионские игры? Да очень просто: в атакуемой коммерческой структуре раньше времени не должны были знать о проходящих судебных спорах, чтобы таким образом по поддельным документам можно было завладеть и другим имуществом N. Однако П. все же потерпел фиаско: совершенно случайно одно из уведомлений АСГМ все-таки попало в руки нужному адресату.
Начав разбираться в непростой ситуации, N. и его сотрудники, разумеется, сразу все выяснили – и про дело в «Росарбитраже», и про якобы подписанные предпринимателем и генеральным директором компании документы, и про липовое «участие» самого N. в третейском судебном разбирательстве. Сразу после этого пострадавшая сторона обратилась в полицию, а также в АСГМ, с понятным требованием отменить решения третейского суда.
Я вошел в данное дело на стороне бизнесмена N. именно на этой стадии. При подготовке к судебным разбирательствам по моему требованию было проведено исследование подписи доверителя на договорах купли-продажи и расписке из третейского дела. В результате было доказано, что подписи на указанных документах выполнены не моим доверителем, а иным лицом.
Кроме того, также установлено, что в день и час, когда N., по версии противоборствующей стороны, находился в третейском суде, он лежал под капельницей у себя дома в Московской области, то есть участвовать в судебном заседании никак не мог. Данный факт подтверждается официальным оформлением вызова медицинской бригады на дом (медицинское учреждение лицензировано).
В решающую стадию данное дело вошло уже осенью. Мне в ходе судебного заседания в Савеловском райсуде Москвы 3 октября удалось отменить два решения третейского суда ввиду явной фальсификации документов, представленных указанными лицами в обоснование заявленных ими требований. Тремя днями позже Лефортовским районным судом столицы было отказано в выдаче исполнительных листов по вышеуказанным решениям «Росарбитража».
И все бы хорошо, но рассмотрение аналогичного вопроса в АСГМ, которое ведет судья Лежнева О.Ю., по моему мнению, с 26 мая 2014 года необоснованно затягивается. При этом причины, которыми можно разумно объяснить данную задержку, мне неизвестны. Очередное судебное заседание назначено на 3 декабря. Не удивлюсь, если и оно по какому-то формальному поводу будет опять отложено.
Детали и выводы
В заключение – несколько примечательных подробностей, хорошо иллюстрирующих это довольно необычное дело.
В августе 2014 года подельники Александр П. и Петр И. предприняли попытку зарегистрировать переход права собственности на основании указанных поддельных договоров купли-продажи квартир в одном из подразделений Росреестра. В регистрации указанных договоров им было отказано (сделка заблокирована).
Расследование уголовного дела продолжается, в отношении подозреваемых проводятся необходимые следственные действия, хотя по непонятной причине сам процесс следствия, на мой взгляд, также неоправданно затянулся.
При этом хотелось бы обратить внимание на то, что в течение уже длительного времени в Тушинском районном суде Москвы также слушается уголовное дело по схожей ситуации в отношении руководителя вышеописанной группы подозреваемых Кантемира К. Здесь он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного статьей 159 УК РФ (конкретнее, частью 4 данной статьи - мошенничество, совершенное организованной группой, либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение).
Как видим, судебный процесс над К. нисколько не препятствует последнему совершать новые покушения на мошенничество в особо крупном размере, что наводит на мысль о серьезной поддержке, которой он может пользоваться в некоторых правоохранительных структурах столицы.
Кстати, СМИ об этом уже неоднократно сообщали. Очень жаль, что пока все получается как у классика: «А воз и ныне там».