Администрация Санкт-Петербурга намерена практически бесплатно отдать строящийся новый футбольный стадион, в который вложено почти 40 млрд рублей. Это может стать самой дорогой концессионной сделкой в российской истории.

Концессионные соглашения как правовой институт заимствованы из законодательства западных стран (Германии, Италии, Франции и других). В Европе они рассматриваются как разновидность административных договоров.

В России же концессия представляет собой «гибрид» частного и публичного права. Действующий уже одиннадцать лет федеральный закон предполагает, что частная компания (концессионер) за свой счет создает (строит) объект, в течение определенного срока управляет им, а потом отдает государству. В международной практике это именуется системой BOT (Build – Operate – Transfer). Но на практике в нашей стране чаще всего используется альтернативный способ – BTO (Build – Transfer – Operate): созданная или уже существующая недвижимость (в том числе целые предприятия и технологические комплексы), оставаясь в государственной собственности, передается в частные руки для эксплуатации.

В большинстве случаев концессия является удобным способом управления казенным имуществом. Такая сделка снимает с чиновников не свойственное им бремя управления недвижимостью, предприятиями или иными объектами. Выступающий же в качестве концессионера частный бизнес получает прибыль от эксплуатации государственной собственности, уплачивая в бюджет чаще всего фиксированный взнос.

Подарок в «Зените»

Стадион на Крестовском острове строится для проведения матчей Кубка FIFA и Чемпионата мира по футболу, которые пройдут в России в 2017 и 2018 годах. При проектируемой стоимости в 13 млрд рублей спортивный комплекс уже обошелся бюджету Северной столицы в 40 млрд, привел к многочисленным коррупционным и иным скандалам.

Одобренный Правительством Санкт-Петербурга меморандум предусматривает передачу нового стадиона АО «Футбольный клуб «Зенит»: «Правительство декларирует намерение рассмотреть предложение Клуба о заключении концессионного соглашения … и обеспечить его заключение с Клубом».

По условиям концессионного соглашения, которое планируется заключить на 49 лет, клуб будет платить городу один рубль в год и нести эксплуатационные расходы, но вправе оставлять все доходы от использования спортивного комплекса – продажи билетов на спортивные и иные мероприятия, сдачи помещений в аренду, предоставления услуг и так далее. Вместе со стадионом концессионер получит прилегающие земельные участки (в том числе для размещения парковок, зон контроля доступа, кассовых павильонов), причал, иное движимое и недвижимое имущество. Более того, город обязуется возместить клубу расходы на устранение выявленных недоделок со стороны строителей. В свою очередь концессионер должен инвестировать в дооборудование спортивного комплекса полмиллиарда рублей.

Однако опрошенные эксперты сомневаются в правомерности передачи стадиона «в одни руки». «По общему правилу концессионные соглашения должны заключаться на открытых конкурсах, – поясняет старший юрист корпоративной практики Rightmark Group Мария Смирнова. – Исключение касается передачи объектов стратегического значения для обеспечения обороноспособности и безопасности государства или защищенных гостайной. Стадион к таким случаям не относится, а потому в отношении него должен проводиться открытый конкурс».

Такого же мнения придерживается руководитель аналитического направления адвокатского бюро «Прайм Эдвайс Санкт-Петербург» Татьяна Терещенко. Хотя она не исключает, что стадион может оказаться «двойного назначения» – в нем будет оборудован бункер или иной стратегический объект.
Вместе с тем, по мнению Марии Смирновой, из одобренного Смольным меморандума не следует, что спортивный комплекс однозначно будет передан клубу «Зенит»: «Правительство Санкт-Петербурга лишь декларирует намерение рассмотреть предложение клуба о заключении концессионного соглашения в установленном законом порядке», – поясняет эксперт.

В Комитете имущественных отношений уклонились от обсуждения вопроса конкурса, пояснив, что «все мероприятия мы будем осуществлять в соответствии с действующим законодательством после принятия объекта в городскую собственность». Но согласно самому меморандуму, совместная деятельность сторон по его реализации ограничивается проведением двусторонних консультаций, заседаний, совещаний, разработкой и заключением самого соглашения – подготовка конкурса даже не рассматривается.

В пресс-службе самого клуба «Зенит» также утверждают, что «рассматривают различные предусмотренные действующим законодательством способы заключения соглашения с городом», при этом менеджеры «склоняются к консервативному сценарию оценки коммерческого потенциала стадиона». Неофициально функционеры заявляют, что предложенные условия соглашения являются чуть ли не «благотворительностью» со стороны спортивной организации, так как стадион будет убыточным.

Хотя на самом деле экономический успех использования арены зависит от распределения доходов, в том числе от продажи билетов, между клубом и стадионом. В настоящее время «Зенит» использует находящийся также в городской собственности спортивный комплекс «Петровский»: в 2015 году стадиону удалось заработать всего 183 млн рублей, а общая рентабельность составила 1,4 процента. Тогда как доходы АО «Футбольный клуб «Зенит» превысили 15 млрд рублей, прибыль – почти 78 млн.

Медведь стратегического назначения

Федеральный закон достаточно детально регламентирует проведение конкурсов на заключение концессионных соглашений. Но судебная практика свидетельствует, что чиновники нередко используют любые возможности для уклонения от соблюдения объективных процедур, в том числе с целью передачи выгодной собственности дружественным структурам.

Например, для участия в формально открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении систем электроснабжения города Великий Устюг муниципальная администрация допустила только предприятия, имеющие опыт работы в сфере электроснабжения не менее четырех лет. В результате даже шансов получить выгодный контракт лишилось ООО «Электропрофиль», которое работало в области обслуживания и ремонта электрических сетей и оборудования. Арбитражный суд признал требования чиновников незаконными: «Подобные действия не только ограничивают, но и пресекают выход на рынок электроснабжения вновь созданным предприятиям, даже в том случае, если они обладают соответствующей производственной базой и производственными мощностями, квалифицированным персоналом и материальными ресурсами, но и законодательно запрещены», – заключил суд, признавая недействительными конкурсные условия и заключенный с единственным прошедшим отбор предприятием долгосрочный договор.

Необычный спор разгорелся вокруг Байдарского охотничьего хозяйства Половинского района Курганской области. Для заключения концессионного соглашения на долгосрочное пользование объектами животного мира этой территории областные власти объявили закрытый конкурс. Такая процедура позволяла ограничить круг претендентов – участвовать могли только избранные компании, получившие специальное приглашение. Арбитражный суд признал торги в форме закрытого конкурса незаконными.

Мэрия Волгограда согласилась передать коммунальную инфраструктуру (централизованные системы водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности) только компании, имеющей лицензию на осуществление деятельности с использованием составляющих государственную тайну сведений. Отклоняя иск одного из несостоявшихся претендентов, арбитражный суд установил, что материалы, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тысяч человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, действительно засекречены. Таким образом, требования чиновников служители Фемиды признали обоснованными.

«ПЛАТОН» всегда прав

Крупнейшим концессионным соглашением на сегодняшний день остается система «ПЛАТОН» (ПЛАта за ТОНны) – проект взимания специального сбора за проезд по федеральным дорогам с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Изначально Правительство России планировало провести открытый конкурс, но позже заключило договор с ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». Причем сам документ засекречен.

Попытка группы перевозчиков и правозащитников доказать ничтожность такого соглашения не увенчалась успехом. Истцы утверждали, что оно в нарушение закона было заключено без проведения конкурса, что исключило возможность иных хозяйствующих субъектов, в том числе самих истцов, при прочих равных условиях претендовать на концессию. Однако Арбитражный суд Москвы не стал оценивать легитимность спорной сделки, а отклонил требования по формальным основаниям – никто из истцов не занимался соответствующей деятельностью, то есть не мог конкурировать с ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». «Предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица», – констатировал Арбитражный суд Москвы. Вышестоящие инстанции подтвердили законность и обоснованность такого решения.

Не усмотрел нарушений во введении платного использования автодорог тяжелыми грузовиками и Конституционный суд России. Хотя в особом мнении судья Гадис Гаджиев, в целом поддержав позицию коллег, указал на «дефекты» системы «ПЛАТОН»: «Основные правовые принципы таких концессионных соглашений должны определяться только федеральным законодателем. Это веление также вытекает из необходимости демократической легитимизации возложения государственных функций на субъектов частного права, к числу принципов которой относится определение порядка поступления собираемых платежей в федеральный бюджет. Само по себе наличие «параллельной налоговой системы» в виде публичных фискальных платежей и парафискалитетов не противоречит Конституции России», – убежден судья.

Павел Нетупский