Важнейшее влияние на правовое положение женщин на Руси оказало монголо-татарское иго. Помимо насилия над женщинами и фактической отмены древнерусских норм о равноправии полов, воздействие захватчиков имело и долгосрочные последствия. О том, как высшие сословия русского общества перенимали у кочевников-монголов правила отношения к женщинам, рассказывает в третьем эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

В XII веке Древнерусское государство распалось на отдельные княжества. Это привело к тому, что русские земли стали относительно легкой добычей иноземных захватчиков. В XIII веке почти все территории бывшего целостного государства оказались покорены монголами.

Безусловно, фактор установившегося на два века чужеземного ига сказался и на правовом положении русских женщин. Уже в ходе самого нашествия многие из них погибли, попали в рабство, подверглись насилию, потеряли своих мужей и детей, кров и имущество.

Отсутствие единого мощного русского государства, которое могло бы защитить свою Родину и отстоять права населения вызвало тяжелейшие последствия и, в частности, значительную потерю прав и для женщин. Отдельные мелкие и слабые в военном отношении княжества были не в состоянии выполнить одну из своих важнейших государственных функций – защиту прав своих подданных.

В дальнейшем тяжелым бременем на плечи всего русского народа в течение многих поколений легла дань, выплачиваемая завоевателям. Кроме ранее существовавших феодальных повинностей каждая русская семья должна была отдавать Золотой Орде 10% своего годового дохода.

Одной из самых тяжелых потерь для русских женщин в этот период было лишение в массовом масштабе их права на свободу. Больше всего в рабство уводили именно девушек и женщин. На невольничьих рынках женщины-рабыни ценились существенно выше, чем мужчины.

С XIII века центром работорговли становится крымский город Кафа (Феодосия). В 1239 году Крымский полуостров был захвачен отрядами хана Батыя и стал улусом Золотой Орды. Туда, в Крым, и направлялись массы русских рабов, в основном женщин. Позднее с XV века набегами на русские земли и захватом пленных промышляло Крымское ханство. Невольничий рынок в Крыму процветал до XVIII века. По некоторым подсчетам через него прошло 6,5 млн. рабов и рабынь. 80% рабов составляли девочки и девушки в возрасте от 8 до 24 лет.

Невольницы как правило пропадали бесследно и не могли получить свободу никогда. Лишь представительницы знатных и состоятельных родов иногда выкупались за большую плату своими родственниками. А много позднее, с 1551 по 1679 годы, на Руси сложится практика выкупа пленниц из Крымского ханства. Для этой цели был установлен даже специальный сбор с населения, что-то вроде налога.

Серьезное влияние на правовое положение русских женщин оказали правовые обычаи и установки захватчиков, для менталитета которых было характерно известное восточное отношение к женщинам как к существам низшего сорта. У кочевников традиционно издавна сложился патриархат в самой жесткой форме. В этом обществе безоговорочно доминировал мужчина – наездник, воин, пастух, скотовод, собственник всего поголовья скота и другого имущества. Уделом женщины оставались лишь уход за детьми, жильем и приготовление пищи.

Характерно, что наибольшее влияние на изменение отношения к женщинам в худшую сторону испытывали высшие социальные слои русского общества. Это было связано с тем, что именно представители знати и княжеских семей намного чаще вступали в контакт с монгольскими завоевателями и невольно вынуждены были перенимать их нравы в этой сфере.

Так, каждый князь должен был получать в Орде ярлык на княжение, т.е. мандат на управление своим княжеством. Для обеспечения лояльности хану у князей в таких случаях забирали всех детей в заложники. И эти дети всё время княжения отца проживали в Орде. За долгие годы пребывания в чужой среде княжата, будущие князья, полностью пропитывались культурой монголов, воспринимали их обычаи и традиции. И затем, вступив на престол после смерти своего батюшки, они представляли собой носителей совсем другой, чуждой для Руси культуры.

Таким образом и в среду высших сословий русского общества глубоко проникала та форма отношения к женщинам, которая сложилась у кочевников-монголов. Это серьезным образом сказывалось и на правоприменительной практике, несмотря на то, что «Русская правда» - древний свод законов – формально продолжала действовать во всех русских княжествах. Фактически же женщины утратили те относительно высокие и почти равные с мужчинами правовые позиции, характерные для предыдущей эпохи, когда существовало единое государство.

Отсутствие единого признанного центра привело к правовому произволу мелких князей на местах. Теперь некому было проконтролировать точное исполнение русских законов. И все региональные князьки трактовали нормы «Русской правды» так, как это им было угодно. Как правило, все подобные отклонения были не в пользу женщин.

Русская православная церковь практически не могла защитить права своих прихожанок и не делала таких попыток. Во-первых, такое поведение иерархов проистекало из основных догматов православия, гласивших: «Вся власть от Бога» и призывавших к непротивлению властям и покорности судьбе. Во-вторых, церковь сознательно была поставлена завоевателями в привилегированное положение, чтобы расположить ее к хану. РПЦ была освобождена от дани и всех других повинностей. Ей были оставлены полностью все церковные земельные владения, а также всё золото и денежные средства, все здания и сооружения. Это и подкупало священников, которые не возвышали голос против захватчиков, а только лишь иногда негромко сетовали по поводу угона русских женщин в рабство.

Таким образом, иноземное господство наиболее тяжко сказалось на положении именно русских женщин, серьезно пострадавших от различных проявлений ига и последствий утраты государственной независимости. Поэтому женщины и оказались тем слоем, который в большей степени был заинтересован в освобождении от захватчиков, в воссоздании русского централизованного государства, в появлении единых законов, защищающих их интересы.

Потеряв больше других в своих правах в т.ч. и из-за произвола местных властителей, женщины стали главными носителями народной монархической идеи, веры в доброго царя, с приходом которого должен был воцариться «закон и справедливость».

Однако не стоит преувеличивать значение периода монгольского ига на русское право и обычаи, как это делают многие исследователи. Все-таки это влияние было скорее косвенным. Русь не была полностью оккупирована завоевателями, здесь не стояли монгольские гарнизоны в каждом городе. Кочевники не смешивались с местным населением, не проникали вглубь его, а будучи на более низком уровне общей и правовой культуры, не могли ассимилировать русских и навязать им свои традиции и обычаи.

В «глубинке», особенно в лесных регионах, куда степняки наведывались редко, по-прежнему господствовало русское обычное право со сложившимся издревле уважительным отношением к женщинам.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 3 апреля.