Исследуя исторические аспекты прав человека в России, стоит посмотреть и на правовое положение самых привилегированных слоев населения. С этими сословиями на Руси изначально было не все просто: они имели не только привилегии, но и порой серьезные проблемы с защитой своих прав. Скажем, быть боярином в средневековом русском государстве временами означало находиться ближе всех не только к трону, но и к эшафоту. РАПСИ начинает публикацию нового цикла правовых расследований кандидата исторических наук, депутата Госдумы первого созыва Александра Минжуренко.


Слово «боляре» пришло к нам, скорее всего, из болгарского языка. Так называли представителей военной аристократии, составлявших совет при царе. Позднее таких людей на Руси и стали называть боярами. 

Потребность в появлении подобного слоя соратников монарха возникла с образованием Древнерусского государства, т.е. в связи с тем, что понадобился мощный административный аппарат. На первых же этапах создания государства перед князем встали задачи управления княжеским хозяйством и командования войском. Эти функции управленцев и военачальников исполняли бояре. Под «боярами» в это время понимали ближайших сподвижников князя, его «старшую дружину».

Постепенно бояре заняли все ведущие должности и завоевали себе большой объем прав. Именно «старшая дружина» доминировала на вече – народном собрании, пришедшем из догосударственного периода «военной демократии». Таким образом, первые бояре – это главным образом функционеры князя. На ранних этапах создания государства они не обязательно были землевладельцами-феодалами, хотя в это время дружина могла уже и «оседать на землю».

Свои большие права бояре впервые продемонстрировали, согласно летописи, в 1015 году, когда они предложили князю Борису Владимировичу изгнать из Киева его брата Святополка и занять престол. Стало быть, бояре могли влиять и на княжеский порядок наследования, даже определять имя главы государства.

Громоздкая система «полюдья», при которой сам князь долгими месяцами занимался объездом своих владений и сбором дани для прокормления дружины, требовала реформирования. И князь стал раздавать своим ближайшим соратникам земли, с которых они и должны были кормиться, снаряжаться и вооружаться. 

Эти земельные пожалования отдавались боярам в наследственную собственность и стали называться «отчинами» или «вотчинами». В названии этих земельных владении отразилось именно право на наследование, полученных когда-то от князя угодий. 

Со сменой поколений происхождение этой собственности «подзабылось», и каждый молодой наследник, получая от отца «отчину», видел себя полноправным собственником этой земли и не считал себя обязанным князю. Отсюда и появилась известная самостоятельность и независимость боярского сословия от монарха. В своих вотчинах они вели себя как обладатели всех возможных прав: выступали руководителями, вождями вооруженных отрядов, сборщиками податей, полицейскими и судьями.

В момент складывания этого сословия – с X по XI вв. – оно было неоднородным. Боярами становились не только старшие дружинники из пришельцев – приближенных князей Рюрика, Игоря, Святослава и их потомков, но и представители родоплеменной знати местных славянских племен. В связи с этим они делились на княжеских и земских бояр, права которых несколько различались в пользу первых. 

Позднее появились бояре «путные» и «введенные», которые имели еще более низкий правовой статус. Они не были выходцами из старых знатных родов, а выслужились сами до этого высокого положения и были чем-то вроде дворцовых чиновников.

До конца XII века звание «боярин» было жалованным или наградным. Это был высший чин при княжеском дворе. Позднее его стали передавать по наследству.

При всех различиях в их разрядах на боярах прежде всего лежала обязанность военной службы. Они и составляли княжеское войско и должны были по первому зову князя явится к нему со своим отрядом. Во всех договорных грамотах того времени встречается такое положение: «А кто которому князю служит, полести ему с тем князем, которому служит». За уклонение от несения воинской службы бояре могли быть наказаны князем.

В связи с исполнением этого долга находились и права каждого боярина. Их объем зависел от количества вооруженных слуг в боярском отряде. Боярин обязан был приводить свой полк со своими военными запасами и преимущественно на конях. Тот, кто приводил наибольший по численности отряд, занимал в боярской иерархии самое высокое место – становился первым боярином.

Самым почетным правом для бояр было их участие в заседаниях княжеского совета или Думы. Туда призывались далеко не все бояре, а только самые знатнейшие и заслуженные. С ними князь обсуждал и решал важнейшие государственные дела. 

Некоторые исследователи считают, что такой орган был не более, чем совещательным и несколько принижают его значение. Однако в разное время и в разных княжествах (в период феодальной раздробленности их было множество) боярский совет при князе играл различную роль. 

Вес и влияние Думы зависели и от личных волевых качеств князя: он мог либо только советоваться с боярами, либо буквально делить с ними власть и перекладывать на них разрешение сложных проблем. Порой боярский совет, действительно, решал вопросы большинством голосов, а князь в таких случаях вынужден был соглашаться с этим решением.

Бояре имели право участвовать в княжеском суде. Им же обычно поручались и посольские дела, т.е. они были первыми дипломатами и вели от имени князя переговоры с иностранными государями. Право управлять городами и областями в качестве наместников и волостелей предоставлялось тоже только боярам. Во время управления городами и волостями бояре получали право получать так называемые «кормы», которые были строго определены законом, а также они могли пользоваться доходами от местного суда.

Таким образом, права бояр были следующие: как свободные люди по доброй воле поступившие на службу к князю, они имели право оставлять ее по желанию во всякое время, даже в военное, и переходить на службу к другому князю. Князья, как это видно из дошедших до нас грамот, не имели права удерживать бояр у себя на службе и препятствовать их переходу. 

Боярам принадлежало право местничества. Это право состояло в том, что боярские роды могли считаться друг с другом степенями службы по старшинству родов. По праву местничества для занятия какой-нибудь высшей государственной должности не требовалось ни заслуг, ни способностей, а только одно происхождение от старинного и знатного рода. 

Это право было настолько сильно развито, что его не могла ограничить даже княжеская власть: когда князь отдавал какую-нибудь высшую государственную должность члену незнатного рода, то все старшие и знатные роды считали себя оскорбленными (обойденными) и требовали удовлетворения от князя; в противном же случае они отходили к другому князю. 

Бояре, поступая на службу к князю, получали от него значительные поземельные владения, иногда вотчины, а большей частью поместья. В этих владениях бояре пользовались большими правами: они были там полными распорядителями и нередко, не спрашивая князя, при помощи своих слуг, воевали с соседними владельцами, принадлежавшими к другим княжествам. 

Князья предоставляли боярам распоряжаться в их владениях совершенно самостоятельно и не вмешивались в их дела; так, во всех договорных княжеских грамотах встречается такое условие: «А боярам и слугам в своих домах ведаться самим, а нам ся в них не вступати». 

Такие широкие права бояр во многом стали причиной распада некогда единого Древнерусского государства и фактором наступления периода феодальной раздробленности. Следствием этого явилась утрата русскими княжествами своей независимости. 

Соответственно, в следующий период истории – во время становления Русского централизованного государства с центром в Москве – неизбежно должен был возникнуть конфликт интересов единого государства и бояр с их широкими правами и претензиями на автономию и самостоятельность.


Продолжение читайте на сайте РАПСИ 17 июля