Власти констатируют, что распоряжение о введении новой орфографии осталось только на бумаге, а на деле и в печати, и в книгоиздания сохраняется старое правописание. Для реализации положений декрета предлагается ввести штрафы и другие карательные меры. Сторонники словесной реформы, в частности, указывают, что только лишь уничтожение твёрдого знака поможет сэкономить 8 процентов бумаги и времени печатников. К плюсам новой орфографии также относят борьбу с косностью общества и безграмотностью рабочего. Впрочем, власти пока разрешают изящной литературе издаваться в том виде, в каком ей заблагорассудится.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 25 июля 1918 года*.


Введение новой орфографии

Петроградская трудовая коммуна накануне введения новой орфографии. Власть обратилась к печатникам чтобы те помогли на деле ввести новое правописание в периодической прессе. Выступавший на собрании комиссар печати Н. Кузьмин заявил:

— Декрет — одно, он написан, но привести в исполнение его должны печатники. Мы пытались издавать газеты по новому правописанию, но это нам не удавалось. Необходимо преодолеть свое внутреннее сопротивление, только решение рабочих печатного дела может провести в жизнь декрет. А тогда мы заставим буржуазную прессу принять новую орфографию, карая, с одной стороны, денежными штрафами, а с другой — отдавая половину писательского гонорара переписчикам, которые будут переписывать рукописи по новому правописанию.

Н. Кузьмин разъяснил и сущность новой орфографии с политической точки зрения:

— Теперь, когда мы сломили сопротивление буржуазии, необходимо отбросить и привычки, которые привил нам буржуазный мир. И в мелочах нужно быть последовательным. Старая орфография бессмысленна, она мешала знанию рабочего.

Комиссар средней школы Полетаев указал на те фактические изменения, которые вносит новая орфография в наше правописание:

— Уничтожение одного только твердого знака даст 8% экономии бумаги и времени, — заявляет он.

Выступавший в собрании гр. Гринберг, считает, что при новой орфографии мы фактически вернемся к основной русской, ибо все изменения, которые приходится теперь делать, являются лишь результатом безграмотных переписчиков, которые в течение веков наделали все эти ошибки.

Учитель Валединский разъясняет, что новая орфография коснется только изданий комиссариата народного просвещения и периодической печати. Изящная же литература может издаваться, как ей заблагорассудится.

В защиту новой орфографии выступает и магистр славянской филологии Державин.

Оппонентами выступили Николаев и писатель Кондурушкин. По мнению Кондурушкина, введение новой орфографии и не нужно, и бесполезно, ибо это изменение никого не приблизит к культуре. А то, что не нужно, само вымирает, как это случилось с ижицей и теперь происходит с фитой.

В результате собрание приняло резолюцию, в которой взяло на себя борьбу с техническими затруднениями по проведению нового правописания, а комиссару по делам печати предложило принять самые решительные меры по отношению к периодической прессе и к обывательской косности.

В Ярославле

По сообщению «Бедноты», особая следственная комиссия, образованная для расследования дела о мятеже в Ярославле, выделило из массы арестованных 350 человек, в большинстве бывших офицеров контр-революционеров и белогвардейцев, по отношению к которым выяснилось, что они являлись активными участниками и организаторами мятежа. Все они по постановлению комиссии расстреляны.

По сведениям «Известий», въезд в Ярославль в виду осадного положения, разрешается только в экстренных случаях с удостоверениями совдепа Ярославской губернии. Железнодорожное сообщение Ярославля с Костромой, Рыбинском и Ростовом-уездным продолжается беспрепятственно. Жизнь в городе входит в нормальную колею.

(Новый вечерний час)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены