После великой «смуты» государственность возродилась на новой основе. Осознав зависимость своих прав от сильной централизованной власти, привилегированные сословия объединились вокруг царя. Однако расширение их прав с целью наведения порядка в стране снова привело к негативным последствиям. О возрождении системы «кормления», злоупотреблениях воевод и появлении специального центрального ведомства для разбора жалоб населения на должностные лица рассказывает в девятом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
Права дворян при Иване Грозном максимально расширились, достигнув предела. А если говорить об их «передовом отряде», опричниках, — то до беспредела. Грубое и неприкрытое попрание законности со стороны государевых служилых людей, предоставление неограниченных прав одному из классов общества неминуемо должно было привести к кризису в государственном строительстве, в сфере взаимоотношений народа и государства. Что и произошло.
Тотальное нарушение прав всех других сословий, отсутствие их защиты со стороны государства породило в обществе хаос. Не надеясь на государственные институты, люди, как в древние времена, взялись обеспечивать защиту своих прав самостоятельно.
Таким образом, с наделением опричников огромными правами, превышающими разумные рамки, произошло не укрепление государства, а его резкое ослабление. Государственность как таковая вообще рухнула. В стране воцарилась смута. Этому поспособствовали и другие факторы, в частности то, что прервалась династия Рюриковичей.
«Природный царь» перестал существовать. Началась известная чехарда: Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, «Семибоярщина», Лжедмитрий II и даже польский королевич Владислав. Куда бедному дворянину податься?!
И здесь со всей отчетливостью проявилось то, что сами по себе дворяне, без царя, превращаются в неорганизованную толпу, лишенную лидера. Их права никто не защищает и не обеспечивает. Выяснилось, что они были сильны именно царем: при сильном государе и они сильны в праве.
Вот поэтому дворяне, оставшись без своего вождя и покровителя, искали такового и в лице самозванцев, и в лице чужеземного, иноверного королевича. Даже к казакам и к вождю восставших крестьян Ивану Болотникову примыкали некоторые дворяне. Они, как брошенные верные служебные собаки, искали себе хозяина. Охотно пошли они и в народное ополчение Минина и Пожарского. А затем приняли активное участие в подготовке Земского собора, на котором и должны были, наконец, избрать нового царя.
Да, 16-летний Михаил Романов, будучи малолетним, неопытным и «в делах государственных несмышленным», не представлял собой волевого самостоятельного государя. И потому на эту фигуру и согласились бояре, надеясь на то, что при Михаиле они сохранят свои права и свободы.
Но дворяне тоже согласились с этой кандидатурой, так как им была нужна не столько сильная личность с позитивными жесткими характеристиками, сколько сам символ единого всевластного русского царя. При наличии законного монарха и они сами сразу превращались в сплоченную мощную силу. А при такой серьезной поддержке и малолетний государь обретал нужное влияние и возможности управлять государством.
Помещики-дворяне дружно подставили свои плечи под трон и присягнули новому царю. А как известно, «короля играет свита», и в данном случае крепость новой монархии, новой династии придали именно дворяне свиты. С этой поры Россию можно было называть дворянским государством: на этом сословии оно и держалось.
Опираясь на дворян, первый царь из дома Романовых провел необходимые мероприятия по преодолению тяжелейших последствий Смутного времени и восстановлению нормальной обстановки для ведения хозяйства и торговли. Делалось это опять-таки прежде всего руками дворян. Для этого им и были предоставлены новые права.
С целью установления прочной централизованной власти на всей территории страны Михаил стал назначать на места воевод преимущественно из дворян. Им предоставлялись большие полномочия, они ведали на местах военными, административными, полицейскими, судебными, финансовыми и поместными делами. Словом, они имели право управлять вверенной им территорией во всех сферах и отношениях.
Воевода имел при себе «приказную избу», нечто вроде своей личной канцелярии, ее возглавлял присланный из Москвы дьяк — тоже из дворянского сословия. Здесь велось делопроизводство, хранилась вся документация и переписка: государевы грамоты и печать, приходные и расходные книги, росписи разных податей и сборов, сами сборы (государева казна). В приказной избе были также приставы, надельщики, рассыльщики и сторожа, которые приводили в исполнение приказания воеводы.
За эту службу дворяне получали не только вотчины, т.е. земельные владения в наследственную собственность, но и поместные денежные оклады.
Воевода назначался Разрядным приказом, утверждался царем и Боярской думой. В его ведении находился город с уездом. Срок службы воеводы длился обычно один-три года.
Права воевод в разных территориях были в основном одинаковы, но, отправляясь на воеводство, каждый служивый дворянин получал из столичного приказа конкретный наказ, определявший круг его деятельности, его права и обязанности. Воевода должен был защищать права дворян-помещиков на их земельную собственность, бороться с укрывательством беглых крестьян, с нарушением казенного интереса и вообще со всяким нарушением порядка.
Широкими были финансовые полномочия воеводы. В писцовые книги, которые составлялись для финансовых отчетов, заключали описания земель по количеству и качеству, доходность земель (урожайность), повинности в пользу землевладельца-феодала. Там, где за основу исчисления брались дворы (в городах), в писцовые книги заносились сведения и о них.
Объем власти воевод был очень широк, однако, согласно источникам, он был все же недостаточно четко определен. Так, в наказах часто встречаются слова, предписывающие действовать, «как пригоже», или «смотря по тамошнему делу» или «как Бог вразумит». Это неизбежно приводило к произволу воевод, продолжавших фактически и в начале XVII практику «кормления», давно отмененную на бумаге.
«Кормление» — это произвольные поборы с населения продуктов, ремесленных изделий и денег на содержание семьи воеводы. Прав на такие сборы воеводы не имели и поэтому по челобитным местного населения царская администрация принимала меры вплоть до отстранения отдельных дворян от исполнения обязанностей воевод.
Такой контроль центральной власти за управленцами на местах ставил известные пределы волюнтаризму воевод, поэтому превышение своих полномочий хоть и было характерным для дворян на этих должностях, но оно не шло ни в какое сравнение с размахом нарушений законности и прав опричниками. Здесь мы не наблюдаем такого «перебора» с неограниченными правами дворян из опричных, поэтому можем говорить о некоем позитивном прогрессе в деле защиты прав населения государством.
Для приема и разбора жалоб от населения «на обиды сильных людей» был даже учрежден особый приказ, т.е. центральное ведомство, в который стекались все заявления о случаях злоупотреблений властью должностными лицами в центре и на местах.
Таким образом, после великой «смуты» русское государство возрождалось на новой основе. Избранный Земским собором царь новой династии пытался навести порядок в стране. В этом ему действенно помогали нашедшие в нем точку опоры дворяне.
Права дворян были расширены и обеспечены монархом, расставлявшим их на высокие государственные посты с огромными полномочиями. Но в свою очередь, принимались и меры по защите прав подведомственного дворянам населения от произвола служивых государевых людей.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 11 сентября