Проектная документация «Реконструкция автодороги от Минского шоссе до Боровского (Внуковского) шоссе» была утверждена заместителем мэра Москвы в октябре 2017 года. Проект трассы, призванной соединить Минское и Боровское шоссе, вызвал нарекания со стороны жителей улиц Новой Москвы, прилегающих к будущей трассе. Группа инициативных жителей еще в 2014 году предпринимала попытки донести свою позицию до сведения столичных властей через обращения и процедуру публичных слушаний. Тем не менее, проектная документация была утверждена, более того – начались строительные работы. Из-за отсутствия необходимых разрешений организация, осуществлявшая строительство, была оштрафована, впрочем, сам проект никто не отменял.

РАПСИ вышло на связь с инициативной группой граждан, чтобы разобраться, что не устраивает местных жителей в проекте новой трассы и какие пути выхода из ситуации видят активисты.


Мнение жителей Новой Москвы не учли

Среди основных недостатков проекта реконструкции автодороги от Минского до Боровского шоссе жители микрорайона «Переделкино Ближнее» называют губительные последствия для местной экологии и чрезмерную близость новой трассы к школе-интернату № 44, где проходят реабилитацию дети с ограниченными возможностями здоровья (основная специализация учреждения – детский церебральный паралич). Инициативная группа граждан пыталась донести свою точку зрения на планы по реконструкции автодороги до столичных властей с 2014 года, однако решение по проекту, безусловно, затрагивающее интересы жителей, было принято без учета их замечаний. 

Значительная часть новой дороги будет проходить по территории Внуковского поселения в Новой Москве, где расположен микрорайон «Переделкино Ближнее». В Новой Москве публичные слушания с участием жителей не проводились. В объяснение этому, власти приводят ссылку на закон о присоединении к столице новых территорий, согласно положениям которого, документация для размещения объектов федерального или регионального значения утверждается без проведения публичных слушаний. Жители «Переделкина ближнего» обратили внимание на то, что в положительном заключении по проекту дорога от Внуковского шоссе до пересечения с Боровским шоссе (дублер Боровского шоссе) обозначена как магистральная улица районного значения. В ответ на это столичный Департамент развития новых территорий указал, что строительство магистральной улицы районного значения финансируется из бюджета Москвы, а потому объект все же обладает статусом регионального. Жители также отметили, что конкурсная документация по публичным закупкам, связанным с выполнением работ по проекту реконструкции автодороги, в действительности предполагает строительство новой трассы.

Как оказалось, публичные слушания все же прошли в 2015 году, но не в Новой Москве, а в районе Ново-Переделкино («старая» Москва), по которому пройдет лишь небольшая часть новой трассы. При этом, по данным жителей «Переделкина Ближнего», слушания проходили с нарушениями – многие желающие так и не смогли на них попасть.

Вопросы экологии

Стройка в Новой Москве захватит территорию уникальной природной территории - Ульяновского лесопарка. Местные жители убеждены, что строительные работы нанесут непоправимый вред окружающей среде. Согласно проекту реконструкции, планируется вырубка 27 706 деревьев, 52 135 кустарников, а взамен будут пересажены 74 дерева и 326 кустарника и дополнительно посажены 524 дерева и 6428 кустарников. Это означает уменьшение объемов зеленых насаждений в разы. Жители ссылаются на позицию главы государства, который в ходе пресс-конференции 14 декабря 2017 года заявлял о необходимости соразмерной компенсации при вырубке зеленых насаждений. Приведенные инициативной группой цифры говорят, что о соразмерной компенсации урона зеленым насаждениям речи не идет.

Вырубка деревьев и кустарников повлияет на экосистему в целом, и затронет местную фауну, в том числе представителей животного вида, включенных в Красную книгу. Проведение мероприятий по спасению редких видов властями не предусмотрено, отмечают жители «Переделкина ближнего». Как заявляют жители микрорайона, они были лишены возможности заблаговременно внести свои замечания в проект планировки, и экологическое обоснование планов реконструкции осуществлялось формально, исключительно по верхним пределам предельно-допустимых концентраций вредных веществ в воздухе.

Активисты пояснили, что ранее столичные власти приняли ряд документов, которые позволяют уделять гораздо меньшее значение вопросам экологии при строительстве в Новой Москве. В августе 2012 года постановлением Правительства Москвы территория Ульяновского лесопарка была включена в состав особо охраняемой зеленой территории. При этом по постановлению Правительства Москвы на особо охраняемой зеленой территории можно осуществлять строительство автодорог и проводить вырубку деревьев и кустарников без порубочного билета. Наличие разрешения на строительство и положительного заключения государственной экспертизы на практике позволяет достаточно вольно относиться к зеленым насаждениям и экологии района в целом, считают в инициативной группе.

Детям - больше машин под окна

Новая трасса призвана увеличить пропускную способность сообщения между Минским и Боровским шоссе (до 115 большегрузов в час в две стороны движения, согласно проектной документации). Инициативная группа подчеркивает, что видеоролик на youtube-аккаунте Стройкомплекса Москвы об отсутствии грузового движения на участке противоречит официальному проекту и вводит граждан в заблуждение.

Больше машин - больше выхлопных газов, и, в связи с этим, жители «Переделкина ближнего» обеспокоены тем, как стройка может отразиться на здоровье граждан, проживающих в близлежащих домах. Кроме того, озабоченность активистов вызывает судьба воспитанников школы-интерната N44 по адресу улица Федосьино 20 (учреждение также известно как «Комплексный реабилитационно-образовательный центр»), который расположен в Ново-Переделкине. Детское учреждение находится в опасной близости от дороги, но в другом районе Москвы, что осложняет ситуацию, рассказывают активисты. Чиновники в Ново-Переделкино не реагируют на жалобы из Новой Москвы, а в «Переделкино Ближнем» власти не намерены отстаивать интересы детей из соседнего района.

Департамент труда и социальной защиты Москвы в своем письме активистам указал, что расстояние от края проезжей части новой дороги на улице Самуила Маршака до границы застройки учреждения для детей составит 340 метров. Такое расстояние допустимо по строительным нормам и правилам, и проходящим обучение и реабилитацию детям ничего не грозит, утверждают московские власти. Жители «Переделкина ближнего» сверили данную информацию с проектной документацией и провели ряд замеров с помощью приложения «Яндекс-карты».

Согласно проекту новая дорога пройдет в 30 метрах от ближайших домов, а расстояние до границы застройки интерната составляет менее 100 метров. От ближайшего к будущей дороге дома до интерната по «Яндекс-картам» менее 160 метров. Таким образом, заявление о том, что проходящие реабилитацию дети будут находиться на расстоянии более 300 метров от дороги, было опровергнуто.

Борьба за права продолжается

Строительство дороги может усугубить дефицит парковочных мест в районе, поскольку проект реконструкции предусматривает снос стоянки на 650 машино-мест. Активисты также сообщили о том, что проект реконструкции задействует территорию, на которой должны были быть построены школа, детский сад и оздоровительный центр для жителей «Переделкина Ближнего». В настоящее время детские учреждения микрорайона переполнены.

Чтобы не допустить возникновения напряженных ситуаций, с 2014 года инициативные группы граждан проводили сборы подписей, согласовывали митинги, организовывали публичные слушания. Несмотря на это, проект трассы был утвержден столичной мэрией. Жители обращались в многочисленные департаменты мэрии Москвы, однако большинство ответов характеризуются как отписки. Обращения с подробным описанием всех претензий к проекту реконструкции автодороги и обоснованием позиции были направлены Президенту РФ, Генеральному прокурору РФ, главе фракции "Справедливая Россия" в Государственной Думе. Граждане хотят приостановить строительство, тщательно проверить законность всех решений, принятых на уровне мэрии Москвы, а также провести общественные слушания по проекту, чтобы выбрать новый, приемлемый для жителей микрорайона маршрут строительства автодороги.

К настоящему времени гражданам удалось уличить строителей в нарушении закона: в июне этого года Мосстройнадзор оштрафовал генподрядчика ООО «Региональная строительная компания» на 500 тысяч рублей за проведение работ без разрешения. Несмотря на предписание о приостановлении работ, строители выходят на участок, в результате чего Арбитражный суд города Москвы уже дважды принял решение оштрафовать «Региональную строительную компанию» на 50 тысяч рублей.