Конституционный суд (КС) РФ под председательством Валерия Зорькина проявляет несгибаемую позицию и девятью голосами против четырёх признает не соответствующим Основному закону страны Указ о конституционной реформе, которым президент Борис Ельцин распустил Верховный совет. Для команды Ельцина это решение оказывается неожиданным, тем более, что власти пытались показать Зорькину, кто главный, и уже лишили его служебной дачи, бронированного автомобиля, прямой связи с президентом, а также сняли охрану со здания КС. Но глава суда давлению не поддался, а выход из конституционного кризиса он видел в организации досрочных выборов и парламента, и президента. При этом Зорькин просил избавить свой суд от роли посредника в политическом противостоянии, а дать ему возможность работать над защитой конституционных прав граждан. 

РАПСИ продолжает знакомить читателей с ключевыми событиями, связанными с принятием Конституции РФ, в честь 25-летия Основного закона страны.


Решение КС (вынос) 

Из заключения Конституционного суда России, принятого на ночном заседании всех членов суда 9 голосами против 4, Указ президента России "О поэтапной конституционной реформе в РФ" и его обращение к гражданам России от 21 сентября 1993 г. не соответствуют ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2, ст. 3, ч. 2 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 104, ч. 3 п. 2 ст. 121-5, ст. 121-6, ч. 2 ст. 121-8, ст. 165-1 и ст. 177 Конституции России и служат основанием для отстранения президента России Бориса Ельцина от должности или приведения в действие иных специальных механизмов его ответственности в порядке ст. 121-10 или ст. 121-6 Конституции России.

 

Пути выхода из сложившейся ситуации (из заявления Валерия Зорькина)

"Я вижу следующий легитимный выход из положения:

1. Съезд депутатов принимает решение об одновременных досрочных выборах парламента и президента, для чего принимаются закон о выборах и закон об органах власти на переходный период (до принятия новой Конституции). После этого съезд прекращает свою деятельность.

2. Съезд народных депутатов поручает ныне действующему кабинету министров выполнять свои обязанности, работая при этом в режиме широкой гласности, при сохранении контрольной функции ВС на переходный период. Президент сохраняет за собой установленные Конституцией полномочия в отношении правительства.

3. После принятия предлагаемых решений ВС приостанавливает свою законотворческую деятельность и остается гарантом соблюдения законности при проведении выборов.

4. Конституционный суд признается в качестве гаранта достигнутых соглашений, прекращая на данном этапе функции посредника в политическом противостоянии, и продолжает работать в обычном режиме, сосредоточив свое внимание на защите конституционных прав граждан".

(Коммерсант-Daily)

Советники президента недооценили членов суда

Вчера из информированных источников, близких к президенту России, Ъ стало известно, что для команды Бориса Ельцина, готовившей Указ №1400, стала полной неожиданностью оперативная негативная оценка этого документа Конституционным судом России. 

Такие признания выглядят тем более странно, что реакцию КС на решения президента, противоречащие ныне действующей Конституции, можно было просчитать элементарно. Вспомним хотя бы ночное бдение членов суда после мартовского обращения президента к народу. А оно было гораздо менее жестким, чем Указ №1400, но суд не замедлил признать его не соответствующим Основному закону, о чем тут же было доложено депутатскому корпусу - сначала на сессии ВС, а чуть позже на внеочередном съезде. При этом в марте президента поддержали всего 5 судей из 13.

В сентябре же их осталось только 4.

Неужели президентская команда втайне надеялась на беспристрастность судей, большинство из которых даже и не пытается скрывать свою пропарламентскую ориентацию? 

Вероятно советники Бориса Ельцина надеялись, что ориентация членов КС изменилась под жестким давлением исполнительной власти. Вспомним лишение г-на Зорькина служебной дачи, бронированного автомобиля, прямой связи сначала с президентом, а потом и с регионами, снятия охраны со здания КС. 

(Коммерсант-Daily)

Интенсивная реформа власти в России. Борис Ельцин продолжает развивать наступление

Указ президента "О поэтапной конституционной реформе", по сути вводящий президентское правление, как и ожидалось, вызвал немедленную и очень бурную реакцию действующего парламента. Постановив считать полномочия Ельцина прекращенными, ВС России на ночном заседании утвердил исполняющим обязанности президента Александра Руцкого. Таким образом возникла довольно странная коллизия - параллельное существование двух глав государства: нарушившего, согласно действовавшим в России правовым нормам, Конституцию, Бориса Ельцина, обладающего, тем не менее, практически всеми рычагами управления страной, и формально законного, но совершенно безвластного Александра Руцкого.

Первый день в условиях "поэтапной конституционной реформы" был ознаменован взрывом "указной активности" как Бориса Ельцина, так и "принявшего на себя всю полноту власти в стране" Александра Руцкого. Причем при полной взаимоисключаемости указов возникающую ситуацию трудно назвать двоевластием - властью пока обладает только один человек.

Правовая сложность момента состоит в том, что, с точки зрения действовавших на момент до подписания президентского указа положений Конституции, предложенный Ельциным путь реформирования системы высшей власти страны действительно незаконен. Статья Конституции 121-6, предусматривающая незамедлительное прекращение полномочий президента при приостановлении им деятельности законно избранных органов власти, вполне позволяет депутатам констатировать "смерть" Ельцина как политика и возвести на его место Руцкого.

С другой стороны, с точки зрения сторонников указа, его легитимность обеспечивается результатами апрельского референдума, являющегося, по той же Конституции, высшим проявлением народовластия. А значит, и перевешивающим все противоречащие ему положения оной. Возможно, что до последнего момента Ельцин надеялся, что и Конституционный Суд примет если не его сторону, то хотя бы из-за крайней противоречивости правовой ситуации постарается какое-то время сохранять нейтралитет. Однако, как и предполагал Ъ, Конституционный Суд не стал дожидаться официальных ходатайств о проверке конституционности указа и признал его незаконным. Еще до этого решения уже вступивший в исполнение обязанностей Александр Руцкой сразу после принесения присяги отменил указ президента и произвел ряд перестановок в правительстве, что, опять же, если опираться на действующую Конституцию до ее изменения президентским указом (что также не предусмотрено Основным законом), вполне законно.

Другое дело, что назначенных Руцким новых министров в министерства не пускают, а их "уволенные" коллеги продолжают настолько спокойно отправлять свои должности, что вся бурная деятельность исполняющего обязанности отдает фарсом. Расчет на фарсовость действий парламента и Руцкого, уничтожающую всю ауру их предполагаемой законности, скорее всего, был далеко не самым последним среди прорабатываемых окружением Ельцина возможных последствий решительного шага президента.

Впрочем, как выяснилось в первый же день после подписания указа, правовая противоречивость его идентификации нисколько не повлияла на возможности Ельцина для развития реформаторского наступления по всем направлениям: и политическому, и экономическому, тем более при массированной поддержке этих усилий со стороны практически всех стран "мировой демократии". 

(Коммерсант-Daily)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены