Саботаж адвокатуры сломлен: интеллигенция и профессиональные защитники прекратили бойкот советского суда и вернулись к участию в процессах. Несмотря на то, что власти ввели ограничение на размер гонораров адвокатам и обязали их давать консультации бесплатно, число желающих работать все растёт — подано более 400 прошений дать возможность защищать участников судебных разбирательств. 

Что касается работы судов, то она признана удовлетворительной: чаще всего суды назначают наказание в виде штрафа, сплошь и рядом применяется такая мера, как условное наказание. Последнее обстоятельство, впрочем, вызвано практическими соображениями: тюрьмы переполнены и сажать новых заключённых некуда.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 18 октября 1918 года*.


«Всуе законы писать»…

Декрет о новом правописании был опубликован еще в ноябре прошлого года. Тогда он не произвел никакого действия. Саботажники, конечно, поохали и повздыхали, но все же признали, что букве «ять» пора помирать. Коммунисты с радостью встретили реформированную орфографию, написали по этому поводу ряд прекрасных статей, но напечатали их… по-старому.

Почти год декрет оставался декретом, а Советская печать Советской печатью со старым правописанием. Ни одна газета, за исключением верноподданных «Вечерних Известий Моск. Совета», не подчинилась декрету. Ни одно издательство не приняло его.

На днях последовал новый приказ о переходе всех повременных и неповременных изданий на новую орфографию с 15-го октября. Наш фельетонист даже поместил некролог букве «ять», но оказалось, что покойника хоронить еще рано, так как у него имеются высокопоставленные покровители. Партийные и Советские газеты, не повинуясь законам Советской Республики, продолжают веровать в Грота. Между тем переход на новое правописание не представляет никаких затруднений. Издательский Отдел Моск. Совета лишен возможности проводить реформу у себя, так как наборщики не могут набирать книги по-новому, когда рядом издания набираются по-старому.

В камерах народных судей. Из бесед

Деятельность народных судов стала чрезвычайно оживленной и в последнее время вполне наладилось. В просто обставленных камерах, скромно и тихо, незаметно для других, идет большая работа, творится «правый народный суд». Выносятся решения, подчас строгие, но всегда продуманные и справедливые. Трудовое население начинает привыкать к новому судопроизводству и охотно идет в суды, кто за заступничеством от обидчика, кто против хищника, кто за попранное личное достоинство. Судьи в большинстве случаев из коммунистов с юридическими познаниями и опытом. Все шероховатости, необходимые при создании нового правового учреждения, постепенно сглаживаются, и теперешний процесс протекает уже при такой обстановке, которая необходима в подобных случаях и которая устраняет произвольность решений. Свидетели охотно дают показания и часто подробно останавливаются на деталях, могущих помочь выяснению дел, что значительно облегчает работу судей.

Разбор дела в настоящее время дает подсудимому все гарантии защиты. До сих пор защита была случайной. Защищал тот, кто пожелал, и в большинстве случаев защитник не стоял на высоте своей задачи, настоящий защитник отсутствовал – он саботировал народный суд. Здесь пришлось столкнуться с длительным саботажем и только теперь, в самый последний момент, этот саботаж сломлен. Интеллигенция, адвокатура пришла в суд и число заявлений от бывших адвокатов в Совет Местных Народных судей растет с каждым днем и уже имеется более 400 прошений. Образовалась коллегия правозаступников. Пока при Совете Местных Народных судей учреждена консультация и уже приступлено к образованию районных консультаций. Консультация работает за определенный, установленный гонорар, проверяемый Советом Местных Народных судей, и таким образом, устраняет принцип больших адвокатских кушей. Для бедных консультация бесплатная.

Каковы же решения, выносимые судьями? Обыкновенно приговоры заключаются в штрафах, но в очень многих случаях широко практикуется мера условного осуждения. Эта мера диктуется не только соображениями теоретического характера, не только последними выводами юридической науки, - она вызвана и практическими соображениями. Одна из практических причин подобной меры – это переполнение тюрем в настоящий момент. Привлечение малолетних преступников к судебной ответственности отменено. В некоторых случаях, как например, при спекуляции, неисполнении обязательных постановлений, ответственность за малолетних, по последнему постановлению Совета Местных Народных судей, ложится на их родителей, опекунов или владельцев фирм, где дети работают, в других же случаях малолетние отсылаются в соответственные учреждения социального обеспечения.

Какого рода дела разбираются в местных народных судах? В рамках, компетенции Народных Судей, мы встречаем самые разнообразные дела начиная от клеветы, оскорбления словами и кончая делами, имеющими уже не бытовое, а социальное значение. Дело фабриканта Жиро, дело Досужева, ряд других фабричных дел, были предметом всестороннего освещения условий жизни и труда рабочих групп. В таких делах суд уже является не только народным, но и классовым.

(Вечерние известия)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены