После громкого ареста футболистов Александра Кокорина и Павла Мамаева по делу о хулиганстве ФК "Зенит" вступился за своего форварда, пообещав ему помочь и "контролировать выполнение футболистом любых требований". Под письмом в поддержку Кокорина подписался президент петербургского клуба, главный тренер и одноклубники футболиста.
ФК "Краснодар" открыто заявил о желании разорвать с футболистом контракт, но посетовал на договоры профессиональных спортсменов, которые их "максимально защищают".
Как заканчиваются трудовые отношения футболистов, можно ли взыскать с них неустойку и запретить зарабатывать футболом деньги, рассказал РАПСИ эксперт в спортивном и трудовом праве Михаил Прокопец.
Разрыв до приговора
Существенных отличий трудового договора футболиста от других соглашений с работниками нет. Круг оснований для увольнения такого специфического работника установлен в ТК РФ и является исчерпывающим, напомнил спортивный юрист.
Футболисты пока только обвиняются в совершении преступления, а это означает, что "статус-кво" сохранится до вынесения решения апелляционной инстанции (после рассмотрения апелляционных жалоб, если они будут поданы — прим. ред.) либо после прекращения уголовного преследования в отношении футболистов, считает эксперт.
"Краснодар" сможет расторгнуть трудовой договор, только если футболист будет осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, в соответствии с приговором, вступившим в законную силу", — добавил собеседник агентства.
Астрономический долг
В октябре ряд СМИ опубликовал информацию, согласно которой ФК "Краснодар" сможет потребовать выплату Мамаевым неустойки в размере 30 миллионов евро за нарушение дисциплины.
Вероятность взыскания футбольным клубом такой большой компенсации почти отсутствует, считает Прокопец, поскольку расторжение договора в связи с осуждением работника к наказанию, исключающему продолжение работы, является по ТК РФ основанием для прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
"Для взыскания компенсации необходимо расторжение договора в связи с совершением футболистом виновных с точки зрения ТК РФ действий", — добавил Прокопец.
Однако, юрист напомнил, что комитет по этике Российского футбольного союза (РФС) может дисквалифицировать футболиста на 6 или более месяцев за причинение вреда деловой репутации FIFA, UEFA, РФС и его членов, а также лиг и клубов. По словам собеседника агентства, в этом случае "Краснодар" сможет расторгнуть контракт с футболистом на основании статьи 348.11 ТК РФ (дополнительные основания прекращения трудового договора со спортсменом) при наличии вины спортсмена и потребовать с футболиста неустойку.
Наказание рублем
Футбольные клубы нередко штрафуют своих игроков из-за незнания футболистами своих прав, считает Прокопец.
"У многих футболистов заработная плата состоит из составных частей: оклада и надбавки (может называться по-разному, например "за спортивное мастерство"). Надбавку клубы перестают выплачивать, хотя, как правило, это тоже является нарушением ТК РФ", — добавил спортивный юрист.
Единственной правомерной финансовой санкцией в отношении провинившегося футболиста, по словам собеседника агентства, может быть только решение его не премировать. Хотя и тут юристы, представляющие футболиста, могут усмотреть дискриминацию и оспорить это решение работодателя. "То, что обыватели называют штрафами в футболе, в большинстве случаев по факту является депремированием", — сказал Прокопец.
Право на футбол
Конституция и международные акты охраняют право человека на труд и позволяют его ограничивать только в исключительных случаях. В случае с футболистами эти правила также работают, кроме некоторых исключений.
"По общему правилу ТК РФ не позволяет ограничивать каким-либо образом права работника, если он не совершил нарушения, непосредственно связанного с его работой", — напомнил эксперт.
Исключением из этого правила является совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, добавил Прокопец. В исключительных случаях несоблюдение спортивного режима, установленного клубом, выраженное в нахождении футболиста в ночное время в увеселительных заведениях, может быть расценено как нарушение трудовых обязанностей, рассказал собеседник агентства.
Случай в российском футболе, по словам собеседника агентства, не является первым в мировой практике, поскольку ряд футболистов по всему миру были судимы, что никак не препятствовало их футбольной карьере.
Репутационные риски
Однако, по словам юриста, регламент РФС по этике устанавливает, что официальные лица обязаны честно и добросовестно выполнять обязанности, своими действиями не причинять вреда деловой репутации футбольных органов, лиг, клубов и не нарушать принципы честной игры. А футбольные чиновники могут применить эти требования и к футболистам.
"В случае, если РФС посчитает, что действиями, повлекшими возбуждение уголовного дела, футболист причинил вред деловой репутации, президент РФС может обратиться комитет РФС по этике с требованием отстранить футболиста на определенное количество матчей, определенный период или пожизненно", — добавил юрист.
Также эксперт напомнил, что причинение вреда деловой репутации должно быть не просто заявлено, а надлежащим образом доказано.
Однако применение санкции по данной статье за поступки, не связанные с непосредственной деятельностью футболиста, спорно, считает Прокопец. "Думаю, при наличии грамотного юриста у футболиста есть шанс оспорить дисквалификацию и по этой статье. В дальнейшем можно обратиться в Спортивный арбитраж в Лозанне", — сказал эксперт.
Действия клубов
Петербургский клуб заступился за своего форварда, пообещав выполнять все судебные требования в случае изменения в отношении футболиста меры пресечения. ФК "Краснодар" никаких действий в отношении своего игрока не принимал, рассказал адвокат Мамаева Игорь Бушманов.
"После официального заявления вроде бы никаких действий не происходило", — добавил защитник. Также, по его словам, комитет по этике РФС соберётся только после того, как футболисты получат возможность поучаствовать в нём лично. Информацию о взыскании 30 миллионов евро с Мамаева из-за возможного разрыва договора защитник отказался прокомментировать.